19 апреля Московская филармония и Фонд Николая Каретникова открывают цикл концертов, посвященный духовным сочинениям советских композиторов эпохи Второго авангарда. Абонемент знакомит широкую аудиторию с лучшими и малоизвестными образцами жанра. В трех концертах цикла участвуют вокальный ансамбль Intrada (дирижер – Екатерина Антоненко), хор Государственной академической симфонической капеллы России (дирижер – Валерий Полянский), ансамбль Questa Musica (дирижер – Филипп Чижевский).
Духовная музыка из бывшего СССР – уникальное явление в русской культуре второй половины XX – начала XXI века, которое еще предстоит осмыслить. Многие советские композиторы, так называемые шестидесятники и семидесятники, были глубоко верующими людьми, разными путями пришедшими к Богу. Это объясняет их независимую позицию по отношению к доминантным явлениям официальной культуры в Советском Союзе, обусловленную в первую очередь насыщенной внутренней жизнью.
Название цикла отсылает к книгам «Музыка из бывшего СССР» (1994, 1996), посвященным композиторам советского андеграунда. Сборники статей, выход которых стал в свое время знаковым событием, были подготовлены музыковедом Валерией Ценовой (1960–2007) и выпущены московским издательством «Композитор», а в дальнейшем переведены на многие языки мира. Большинство из представленных в них авторов фигурирует в программах абонемента, куда вошли хоровые сочинения Эдуарда Артемьева, Валерия Арзуманова, Петериса Васкса, Андрея Волконского, Александра Вустина, Софии Губайдулиной, Эдисона Денисова, Леонида Десятникова, Виктора Екимовского, Алемдара Караманова, Николая Каретникова, Александра Кнайфеля, Анатолия Королева, Владимира Мартынова, Георга Пелециса, Арво Пярта, Николая Сидельникова, Дмитрия Смирнова, Альфреда Шнитке.
Духовная музыка из бывшего СССР – это широкий взгляд на традицию, пропущенную через горнило композиторских техник ХХ века во всем их многообразии. Это диалог и с церковным опытом Запада и Востока, и с музыкальной архаикой, и с самыми разными направлениями музыкального авангарда нашего времени. Три программы объединены стилистическим плюрализмом авторских подходов к диалогу с каноном. Прозвучат духовные «неоканонические» сочинения на богослужебные и свободные религиозные тексты для хора a cappella, а также с эпизодическим включением различных инструментов: лучшие образцы нового хорового искусства последних десятилетий.
Задача цикла – не только исполнить редко звучащие сочинения, впервые собранные в единую панораму, но и привлечь к ним внимание музыкантов и исследователей. Программы представят лучшие хоровые коллективы, специализирующиеся на исполнении современной музыки: вокальный ансамбль Intrada (дирижер – Екатерина Антоненко), ансамбль Questa Musica (дирижер – Филипп Чижевский), а также хор Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского, впервые исполнившего и записавшего ряд произведений цикла. Концерты будут сопровождаться подстрочным переводом и оригиналами текстов на церковнославянском и латыни.
Проект проходит при информационной поддержке Союза композиторов России.