14 апреля абонемент Московской филармонии, посвященный колоссам эпохи барокко, завершается российской премьерой оратории «Воскресение» Генделя. За пультом Московского камерного оркестра Musica Viva – его художественный руководитель Александр Рудин, среди солистов – мастера исполнения барочной музыки Диляра Идрисова (сопрано), Лилия Гайсина (сопрано), Мария Остроухова (меццо-сопрано), Сергей Годин (тенор) и Владимир Красов (бас).
Российская премьера оратории «Воскресение» в Страстную пятницу – не только крупное музыкальное событие, но и новая яркая страница в истории «генделевского ренессанса», продолжающегося в Московской филармонии уже почти 15 лет. Старт ему дало исполнение оперы «Орландо» в апреле 2009 года, в котором также участвовал оркестр Musica Viva. Под управлением Александра Рудина коллектив участвовал в исполнении таких крупных сочинений Генделя, как серенада «Ацис, Галатея и Полифем», драматическая кантата «Аполлон и Дафна» и оратория «Феодора». В рамках грандиозного фестиваля «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» оркестр Musica Viva представил также масштабную программу духовных сочинений Генделя.
Эту линию продолжает российская премьера «Воскресения». Сочинение будет исполнено в традициях исторически-информированного исполнительства в строе 415 Hz; в составе оркестра присутствуют исторические инструменты – блокфлейты, траверс-флейты, барочные гобои, фаготы, трубы, виола да гамба.
«Я входил в музыку Генделя постепенно и особенно люблю его ранний, итальянский период творчества, к которому относится и “Воскресение”, – делится маэстро Александр Рудин. – Даже удивительно, что это российская премьера! Не скрою, я сознательно искал у раннего Генделя сочинение, которое у нас бы еще не звучало, нашел эту ораторию, и ее исполнение удивительным образом соотносится с событиями, которые западные христиане отметили на прошлой неделе, а православные отмечают в эти дни. Меня такие совпадения всегда радуют, думаю, они не случайны».
«Воскресение» – сравнительно раннее сочинение Генделя, одна из немногих его ораторий, связанных не с ветхозаветной, а с христианской тематикой. Ее премьера состоялась 315 лет назад, в апреле 1708 года. Двум исполнениям 8 и 9 апреля предшествовали три открытые репетиции с приглашенной публикой, оркестром дирижировал великий композитор и скрипач Арканджело Корелли. Успех нового сочинения превзошел все возможные ожидания. Как рассказывает Лариса Кириллина, крупнейший отечественный специалист по творчеству композитора, «двадцатитрехлетний Гендель, убежденный лютеранин, создал в самом сердце католического мира произведение в жанре и в стиле, характерном для итальянцев, причем сумел превзойти всех соперников и наставников, подтвердив свою репутацию абсолютного гения. Ведь накануне, 4 апреля, в том же дворце прозвучала “Оратория на страсти Господа нашего Иисуса Христа”, написанная великим Алессандро Скарлатти. Творение молодого саксонца произвело даже более сильное впечатление».
В центре сюжета оратории – борьба добра и зла, света и мрака, жизни и смерти; конфликт разворачивается в монологах и диалогах пяти персонажей. Непримиримые крайности представляют Люцифер, торжествующий мнимую победу, и Ангел, утешающий трех верных последователей Христа: Марию Магдалину, Марию Клеопову и юного Иоанна – будущего евангелиста и автора «Апокалипсиса». Как правило, оратории Генделя украшают грандиозные хоровые эпизоды, но «Воскресение» рассчитано только на солистов высочайшего уровня. В российской премьере участвуют певцы международного класса с большим опытом исполнения музыки барокко – Диляра Идрисова (сопрано), Лилия Гайсина (сопрано), Мария Остроухова (меццо-сопрано), Сергей Годин (тенор) и Владимир Красов (бас).
Оратория «Воскресение» создана почти одновременно с еще одной – «Триумф Времени и Разочарования», за несколько сезонов ставшей на отечественной сцене практически хитом. «Можно только порадоваться за “Триумф”, который стал исполняемым сочинением, а до недавних пор не был хорошо известен нашей аудитории, – размышляет Александр Рудин. – Теперь ее ждет “Воскресение”: сочинение не только очень красивое, но и довольно компактное, в отличие от многих больших генделевских опер и ораторий. И то, что “Воскресение” будет исполнено в эти весенние дни, можно в нашей действительности назвать светлым знаком».