«…Ты словно видишь мир глазами муравья, ползающего по лесной подстилке, где все кругом — мох, вода, древесина — питательно, терпеливо, многосложно», — так американский композитор, скрипачка и вокалистка Кэролайн Шоу описала свой новый альбом Evergreen.
В богатой дискографии Шоу релиз стал второй работой с коллективом Attacca Quartet после альбома Orange (2019), а вслед за сборником Let the Soil Play Its Simple Part (2021) он продолжил линию музыкальной экопоэтики Шоу. В релиз вошли два крупных квартета — Three Essays и Evergreen, полярных по градусу звучания, и одночастный квартет Blueprint. Программу для струнных дополнили несколько песен в манере средневековых труверов и трубадуров в исполнении самой Шоу и Cant voi l’aube на стихи поэта XII века Гаса Брюле в качестве коды.
Кэролайн Шоу малоизвестна в России, хоть и востребована на родине. Композиторская практика Шоу разнородна. Ее имя звучит одинаково часто в дискурсе как академической, так и популярной музыки, а увлеченность широким диапазоном жанров — от классики до хип-хопа — обусловила нежелание Шоу причислять себя к композиторам какого-либо определенного стиля или направления. Но, начиная с дебютной Партиты для восьми голосов, за которую Кэролайн удостоилась Пулитцеровской премии в 2013 году, став самой молодой ее обладательницей в истории, неизменно интригующим для композитора остается наблюдение за миром малых масштабов: тончайших ощущений, самых тихих звуков и шорохов, едва уловимых движений.
Главный акцент релиза, именем которого назван весь альбом, — квартет Evergreen. Это одна из присущих Шоу партитур-исследований окружающего мира через лупу. Только в Evergreen наблюдатель — крошечное насекомое, а мир, им зримый, — велик и таинственен, но познаваем в своих мельчайших подробностях. И Шоу, притаившись, завороженно вслушивается в этот мир, в жизнь леса: в колыхание мха, шепот воды, треск древесины, прорастание трав. Каждая из четырех частей квартета отдана этим отдельным звукам. Само слово evergreen на русский можно перевести и как «вечнозеленый», и как «неувядающий». Но музыка Шоу скорее о первом, она будто не предполагает увядания как процесса, даже с приставкой «не». Шоу утверждает своей музыкой обратное — это призыв к жизни, к «озеленению», неизбывная тяга к природе.
Особенное качество музыки Кэролайн Шоу в том, что она почти всегда звучит светло, невесомо, пусть временами стихийно. Альбом Evergreen получился именно таким: лиричным, приглашающим к созерцанию. Квартеты, сочиненные со свойственным Шоу свободным подражанием традициям классицизма, вместе с песнями-импровизациями на тему Средневековья составили сборник, воспевающий, с одной стороны, утраченные эпохи, с другой — еще не утраченную нами природу, к которой, действительно, стоит прислушаться.