В этом году Транссибирский Арт-Фестиваль отмечает десятилетие. Успешная концепция всероссийского проекта Вадима Репина не ослабевает и не теряет аудитории даже в кризисные для искусства годы. Формула успеха нехитрая: исполнить лучшие сочинения классического репертуара, представить изысканную балетную программу со Светланой Захаровой, разбавить академизм джазом и, наконец, сыграть скрипичную премьеру. Главное тут – высококлассное исполнение Новосибирского академического симфонического оркестра, других приглашенных коллективов и солистов, позволяющее фестивалю держать курс на жанровую эклектику, не падая до уровня «всего, везде и сразу».
В 2023 году программу Транссиба, помимо прочего, пополнили неожиданные события: выступление этно-группы «Намгар», чье творчество опирается на традиционную музыку бурят и монголов, скрипичный концерт легендарного певца Полада Бюльбюль оглы (мировая премьера состоялась в 2022 году в Баку), серия исполнений и концертов, приуроченных к 150-летию со дня рождения Рахманинова, программа одноактных балетов Modanse, в одном из которых прима-балерина Большого театра Светлана Захарова предстала в образе Коко Шанель под музыку Ильи Демуцкого. Еще одна премьера – Скрипичный концерт Михаила Плетнёва, исполненный в Новосибирске, а затем в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве.
Концерт пополнил открытия Транссиба и репертуар его художественного руководителя Вадима Репина. В последние годы для скрипача писали София Губайдулина, Александр Раскатов, Арво Пярт, Илья Демуцкий и вот теперь концерт исполнять доверил Михаил Плетнёв. Дирижировал премьерой приглашенный итальянский маэстро Алессандро Кадарио. На сцену вышел Российский национальный оркестр – основанный Плетнёвым, но с которым артист с недавних пор в разлуке, что лишь усилило впечатление от трагического и исповедального концерта.
Скрипичный концерт – не первый опус Плетнёва, но неизменного удивления публики это не отменяет. Да, всемирно известный пианист и дирижер пишет музыку. Уникальна ли она так же, как плетнёвские интерпретации чужих сочинений, – вопрос дискуссионный, отделаться от влияния многотомного исполнительского багажа в голове наверняка нелегко. Но хотя в Скрипичном концерте композитор и высказывается на музыкальном языке эпохи Прокофьева и Шостаковича, сочинение не звучит архаично. Время повернулось вспять, трагический герой вновь материализовался и вышел на бой со злой силой. Она – обрушающийся звуковой массив в первой части, саркастический игрушечный военный марш и грубая пляска – во второй, настоящий похоронный марш – в финале. Герой в этой борьбе одинок, скрипка не справляется с натиском, и окружающий ее оркестровый мир рассыпается на стыке средней части и финала: прямо посреди концерта оркестр пытается настроиться заново. Чистая диатоническая мелодия все время ломается и, в конце концов, уносится ввысь, финал тихий и трагический.
Конечно, подобная программная трактовка вовсе не обязательна, но сложно избавиться от ощущения, что композитор отправляет слушателям послание. «Концерт многогранный, – комментирует Вадим Репин. – С одной стороны, мне кажется, это своего рода исповедь артиста. И в партии скрипки, и в оркестре есть такие места, которые воспринимаются как “крик сквозь время”. С другой стороны, ни в коем случае нельзя забывать про сарказм, про вещи, которые нашу жизнь во многом облегчают».
В интерпретации Репина ироничный и вдохновенный Второй концерт Прокофьева, предшествуя плетнёвскому сочинению, подсветил его сумрак, а лирическая Вторая симфония Брамса помогла выбраться из него. Отдельного упоминания заслуживает работа дирижера Алессандро Кадарио. Удивительно, что иностранный музыкант вообще приехал в Сибирь в условиях гласных и негласных репутационных запретов. Кадарио – главный приглашенный дирижер одного из старейших итальянских симфонических оркестров I Pomeriggi Musicali, на счету маэстро мировые премьеры, дебюты на ведущих музыкальных площадках, в том числе в Мариинском театре. Оркестр под руководством Кадарио звучит благородно: контрасты демонстрируются в меру, партии четко прослушиваются, фразы длинные и музыка не теряет дыхания. Дирижер словно не позволяет оркестровой «пружине» порваться, и чувство не противостоит балансу.
Еще одно событие Транссиба 2023 года – выступление Димитриса Ботиниса в статусе нового главного дирижера Новосибирского академического симфонического оркестра. На этот пост маэстро назначили в прошлом году после отъезда Томаса Зандерлинга в Германию. Ботинис, грек по происхождению, родился и жил в России, пройдя петербургскую школу дирижирования, как и еще один небезызвестный греческий дирижер. В отличие от последнего Ботинис на сцене не всеобъемлющ, его дирижирование управляется силой мысли, но не чувства, и в этом есть свое очарование. Особенно если звучат «Симфонические танцы» Рахманинова или его же Третий концерт для фортепиано с оркестром, исполненный в России в дни празднования 150-летия композитора страшно подумать сколько раз. Но в Новосибирске Рахманинову повезло: темпераментный Константин Лифшиц за роялем и сдержанный Димитрис Ботинис за дирижерским пультом составили совершенно не оголтелый, несмотря на «оголтелость» празднования, дуэт.
Символично, что на Транссибирском Арт-Фестивале в этом году соседствуют концерт Полада Бюльбюль оглы в программе с названием «Шелковый путь» и концерт Михаила Плетнёва. Начиная новое десятилетие, фестиваль смотрит и на Восток, и на Запад – а значит, снова находится «здесь и сейчас», что все эти годы позволяло ему не терять хватки.