Крик сквозь время События

Крик сквозь время

На Транссибирском Арт-Фестивале исполнили премьеру Скрипичного концерта Михаила Плетнёва

В этом году Транссибирский Арт-Фестиваль отмечает десятилетие. Успешная концепция всероссийского проекта Вадима Репина не ослабевает и не теряет аудитории даже в кризисные для искусства годы. Формула успеха нехитрая: исполнить лучшие сочинения классического репертуара, представить изысканную балетную программу со Светланой Захаровой, разбавить академизм джазом и, наконец, сыграть скрипичную премьеру. Главное тут – высококлассное исполнение Новосибирского академического симфонического оркестра, других приглашенных коллективов и солистов, позволяющее фестивалю держать курс на жанровую эклектику, не падая до уровня «всего, везде и сразу».

В 2023 году программу Транссиба, помимо прочего, пополнили неожиданные события: выступление этно-группы «Намгар», чье творчество опирается на традиционную музыку бурят и монголов, скрипичный концерт легендарного певца Полада Бюльбюль оглы (мировая премьера состоялась в 2022 году в Баку), серия исполнений и концертов, приуроченных к 150-летию со дня рождения Рахманинова, программа одноактных балетов Modanse, в одном из которых прима-балерина Большого театра Светлана Захарова предстала в образе Коко Шанель под музыку Ильи Демуцкого. Еще одна премьера – Скрипичный концерт Михаила Плетнёва, исполненный в Новосибирске, а затем в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве.

Михаил Плетнев создал Рахманиновский международный оркестр

Концерт пополнил открытия Транссиба и репертуар его художественного руководителя Вадима Репина. В последние годы для скрипача писали София Губайдулина, Александр Раскатов, Арво Пярт, Илья Демуцкий и вот теперь концерт исполнять доверил Михаил Плетнёв. Дирижировал премьерой приглашенный итальянский маэстро Алессандро Кадарио. На сцену вышел Российский национальный оркестр – основанный Плетнёвым, но с которым артист с недавних пор в разлуке, что лишь усилило впечатление от трагического и исповедального концерта.

Скрипичный концерт – не первый опус Плетнёва, но неизменного удивления публики это не отменяет. Да, всемирно известный пианист и дирижер пишет музыку. Уникальна ли она так же, как плетнёвские интерпретации чужих сочинений, – вопрос дискуссионный, отделаться от влияния многотомного исполнительского багажа в голове наверняка нелегко. Но хотя в Скрипичном концерте композитор и высказывается на музыкальном языке эпохи Прокофьева и Шостаковича, сочинение не звучит архаично. Время повернулось вспять, трагический герой вновь материализовался и вышел на бой со злой силой. Она – обрушающийся звуковой массив в первой части, саркастический игрушечный военный марш и грубая пляска – во второй, настоящий похоронный марш – в финале. Герой в этой борьбе одинок, скрипка не справляется с натиском, и окружающий ее оркестровый мир рассыпается на стыке средней части и финала: прямо посреди концерта оркестр пытается настроиться заново. Чистая диатоническая мелодия все время ломается и, в конце концов, уносится ввысь, финал тихий и трагический.

Конечно, подобная программная трактовка вовсе не обязательна, но сложно избавиться от ощущения, что композитор отправляет слушателям послание. «Концерт многогранный, – комментирует Вадим Репин. – С одной стороны, мне кажется, это своего рода исповедь артиста. И в партии скрипки, и в оркестре есть такие места, которые воспринимаются как “крик сквозь время”. С другой стороны, ни в коем случае нельзя забывать про сарказм, про вещи, которые нашу жизнь во многом облегчают».

Вадим Репин и Алессандро Кадарио

В интерпретации Репина ироничный и вдохновенный Второй концерт Прокофьева, предшествуя плетнёвскому сочинению, подсветил его сумрак, а лирическая Вторая симфония Брамса помогла выбраться из него. Отдельного упоминания заслуживает работа дирижера Алессандро Кадарио. Удивительно, что иностранный музыкант вообще приехал в Сибирь в условиях гласных и негласных репутационных запретов. Кадарио – главный приглашенный дирижер одного из старейших итальянских симфонических оркестров I Pomeriggi Musicali, на счету маэстро мировые премьеры, дебюты на ведущих музыкальных площадках, в том числе в Мариинском театре. Оркестр под руководством Кадарио звучит благородно: контрасты демонстрируются в меру, партии четко прослушиваются, фразы длинные и музыка не теряет дыхания. Дирижер словно не позволяет оркестровой «пружине» порваться, и чувство не противостоит балансу.

Еще одно событие Транссиба 2023 года – выступление Димитриса Ботиниса в статусе нового главного дирижера Новосибирского академического симфонического оркестра. На этот пост маэстро назначили в прошлом году после отъезда Томаса Зандерлинга в Германию. Ботинис, грек по происхождению, родился и жил в России, пройдя петербургскую школу дирижирования, как и еще один небезызвестный греческий дирижер. В отличие от последнего Ботинис на сцене не всеобъемлющ, его дирижирование управляется силой мысли, но не чувства, и в этом есть свое очарование. Особенно если звучат «Симфонические танцы» Рахманинова или его же Третий концерт для фортепиано с оркестром, исполненный в России в дни празднования 150-летия композитора страшно подумать сколько раз. Но в Новосибирске Рахманинову повезло: темпераментный Константин Лифшиц за роялем и сдержанный Димитрис Ботинис за дирижерским пультом составили совершенно не оголтелый, несмотря на «оголтелость» празднования, дуэт.

Символично, что на Транссибирском Арт-Фестивале в этом году соседствуют концерт Полада Бюльбюль оглы в программе с названием «Шелковый путь» и концерт Михаила Плетнёва. Начиная новое десятилетие, фестиваль смотрит и на Восток, и на Запад – а значит, снова находится «здесь и сейчас», что все эти годы позволяло ему не терять хватки.

Cочетание без брака События

Cочетание без брака

Третий сезон проекта Musica sacra nova завершился концертом памяти Софии Губайдулиной

Коллективное бессознательное События

Коллективное бессознательное

В петербургском Доме Радио состоялась премьера спектакля «ЮЛ»

Партитуры тоже не горят События

Партитуры тоже не горят

В рамках фестиваля «PRIMA DOMRA» прошла московская премьера концерта-спектакля «Мастер и мандолина»

Прыжок в вечность События

Прыжок в вечность

В Большом зале Московской консерватории прошла премьера симфонии «Николь» Ильи Демуцкого