Московская филармония продолжает абонемент «Другое пространство. Continuo», воссоздающий атмосферу любимого публикой фестиваля современной музыки. 15 апреля слушателей ждут две премьеры: вечер откроется первым исполнением концерта «Сферы» современного российского композитора Алексея Сысоева. Продолжит программу Реквием Дьёрдя Лигети, ярчайшего представителя послевоенного европейского авангарда. На сцене – Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Госкапелла России имени А. А. Юрлова, Госхор имени А. В. Свешникова, солисты – Юрий Фаворин (фортепиано), Андрей Волосовский (перкуссия), Македа Монне (сопрано), Полина Панина (меццо-сопрано), за пультом – Филипп Чижевский.
Премьеры – одна из важнейших страниц истории Московской филармонии, год назад отметившей 100-летие. Множество сочинений крупнейших отечественных и зарубежных композиторов прозвучало на ее сценах впервые в Москве, в России, в мире. Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство», впервые прошедший в стенах филармонии в 2009 году, во многом был и остается фестивалем премьер. В программах филармонического абонемента «Другое пространство. Continuo» также преобладают московские, российские и мировые премьеры; в заключительном концерте цикла их две.
Первое исполнение в России Реквиема Дьёрдя Лигети приурочено к 100-летию со дня рождения композитора – ярчайшего представителя послевоенного европейского авангарда, чье имя стоит в одном ряду с именами таких титанов, как Пьер Булез, Витольд Лютославский, Луиджи Ноно, Янис Ксенакис, Лючано Берио, Карлхайнц Штокхаузен. В Реквиеме Лигети собирался использовать полный текст заупокойной мессы, но в итоге включил только Introitus, Kyrie и Dies Irae с заключительным разделом Lacrimosa. От Sanctus и Agnus Dei – текстов, где появляется проблеск надежды, – композитор отказался: «Это реквием по всему человечеству», – объяснял он. Грандиозное произведение, требующее огромных исполнительских сил, звучит редко и за шесть десятилетий было записано лишь трижды; его российская премьера – важное культурное событие.
Открывает вечер мировая премьера сочинения, созданного по заказу Московской филармонии: концерт для фортепиано, вибрафона и симфонического оркестра «Сферы» Алексея Сысоева – одного из самых ярких, радикальных и бескомпромиссных современных российских композиторов. «С глубокой благодарностью отмечу то доверие, которое мне оказали, – рассказывает автор в интервью журналу “Музыкальная жизнь”, – я получил большой творческий карт-бланш и воспользовался им довольно-таки лихо… это масштабное сочинение, повествующее о большом взрыве и его пульсирующих угасаниях. Добавлю, что образы сферы, пульсации и взрыва вполне реально воплотятся в пространственной реализации моей музыки в зале Московской филармонии. В “Сферах” в очередной раз моим “заочным соавтором” стал удивительный пианист Юрий Фаворин. Благодаря его экстраординарным техническим возможностям, интеллектуальной глубине и открытости ко всему новому я смог не только создать свои ключевые сочинения, но и развить собственный индивидуальный язык, стать в какой-то степени фортепианным композитором».
За пять лет существования Российского национального молодежного симфонического оркестра (РНМСО) современная музыка заняла в его репертуаре важное место. В 2020 году оркестр представил мировую премьеру сочинения Be@thoven – Invocation Владимира Тарнопольского, написанного к 250-летию со дня рождения Бетховена по заказу Бетховенского фестиваля в Бонне. Тогда же РНМСО выступил на открытии фестиваля «Другое пространство», исполнив сочинения Иоганнеса Марии Штауда, Йорга Видмана, Бернда Алоиса Циммермана, Джона Адамса. Концерт лауреатов программы «Русская музыка 2.1» стал этапным в истории коллектива, представившего целых четыре мировые премьеры, – сочинения Александры Филоненко, Олега Крохалева, Владимира Раннева, Владимира Горлинского. Важным опытом для оркестра стало и исполнение Симфонии № 7 Авета Тертеряна – одного из наиболее самобытных советских композиторов второй половины ХХ века. Премьеры сочинений Лигети и Сысоева для молодых оркестрантов – новая ступень исполнительского мастерства.