В 1970-е годы цикл фортепианных сонат Сергея Прокофьева был записан Николаем Петровым, одним из виднейших исполнителей отечественного репертуара ХХ века. В каталоге «Мелодии» более 40 грампластинок Николая Петрова, а запись всех фортепианных сонат Сергея Прокофьева стала итогом его сотрудничества с фирмой.
В записи прокофьевских сонат ярко проявились присущие игре пианиста «мощь и размах» (характеристика Геннадия Рождественского), безупречная точность, глубина звука и драматургическая выстроенность.
Сам Петров относил себя к типу исполнителей, не имеющих права на ошибку: «Я, например, давно усвоил, что не имею права на техническую помарку, неточность, сбой — таков уж мой удел. Вернее сказать, такова типология моего исполнительства, моя манера, мой стиль».
В музыке XX века — века подробной нотации — эта точность необходима в особенности, и музыка Прокофьева — не исключение (помимо сонат Петров исполнял фортепианные концерты Прокофьева). «Симфонизм» фортепианной фактуры Прокофьева требует от исполнителя соответствующих навыков. Не каждый пианист способен «вытянуть» монументальные Шестую, Седьмую и Восьмую сонаты Прокофьева, немногие имеют и почти сотню фортепианных концертов в репертуаре.
Николай Петров родился в 1943 году в Москве и прошел канонический путь концертирующего пианиста и педагога: музыкальная семья, Центральная музыкальная школа, Московская консерватория. В начале обучения в консерватории получил второй приз на Международном конкурсе пианистов имени Вэна Клайберна в Форт-Уэрте (США), а затем — в Брюсселе, на конкурсе имени королевы Елизаветы.
В конце 1970-х Николай Петров начал активно выступать сольно. Он исполнял музыку разных жанров и эпох, от классической до современной, записывал музыку к кино и работал с ведущими отечественными и зарубежными коллективами и дирижерами. Несмотря на неофициальный статус «невыездного» с 1978 по 1982 годы, Николай Петров был одним из немногих артистов, активно выступавших за рубежом во время «холодной войны». Кроме этих четырех лет запрета на выезд Петров много гастролировал, выступив с Нью-Йоркским симфоническим, Вашингтонским национальным симфоническим, Лос-Анджелесским оркестрами, а также с оркестром Берлинской филармонии, Лондонским симфоническим и Королевским филармоническим оркестрами.
Девять сонат для фортепиано Прокофьев создал с 1910 по 1950 годы, они охватывают разные периоды творчества композитора и отражают развитие его музыкального языка — не только в жанре сонаты. Первая соната была создана еще в ученический период под сильным воздействием романтической и позднеромантической эстетики — это еще даже не сонатный цикл, а довольно свободно понятое сонатное allegro, развитое из первой части одной из юношеских сонат. Девятая, посвященная Святославу Рихтеру, завершает фортепианное творчество Прокофьева и его же цикл сонат, своей прозрачностью и отказом от монументальности в чем-то отсылая к Первой сонате композитора.