Новый сезон «Журналистских читок» важен как никогда раньше. Понятно, что музыкальная индустрия в целом находится в зыбком положении, но у критиков ситуация самая неопределенная. За последние годы закрылись сразу несколько медиа, сократились отделы культуры в крупных газетах, редко проводятся и образовательные программы при фестивалях. Вопрос о том, куда после вузов пойдут работать молодые журналисты, и раньше часто оставался открытым, но сейчас отвечать на него все сложнее. Именно поэтому «Читки» для студентов и недавних выпускников – поиск путей развития и, что еще более важно, возможность ощутить себя частью сообщества.
За три дня пятнадцать участников успели послушать лекции, сходить на концерты и спектакли (в этом году бонусом также стал медиаторский тур по «ГЭС-2»), написать об увиденном и, конечно, получить рекомендации от топовых журналистов. Важно и то, что больше половины молодых критиков на семинаре представляли разные города России – от Мурманска до Сочи. Проект традиционно поддерживают Российский музыкальный союз и Союз композиторов России, а все события проходят в РАМ имени Гнесиных.
Кураторами уже не первый год здесь выступают главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», инициатор «Читок» Евгения Кривицкая и музыкальный обозреватель «Радио России» Ольга Русанова. Они прочли лекции, в которых акцентировали внимание на практических навыках журналистов, и детально разбирали тексты участников. Третьим куратором семинара стала корреспондент телеканала «Культура» Елена Ворошилова. Она тоже читала работы и давала участникам полезные советы, а в своей лекции сфокусировалась на рассказе о специфике съемки репортажей. Сочетание спикеров получилось удачным, и благодаря ему удалось показать разные стороны журналистской деятельности. Здесь можно было узнать много лайфхаков, например, о том, «как втянуть за ухо слушателя», если вы работаете на радио, или как можно записывать репортаж на эскалаторе. Да и вообще, поделиться впечатлениями о недавних премьерах: поговорить о скандальном «Летучем голландце» в постановке Константина Богомолова или о нижегородской версии «Кармен».
Программу «Читок» дополнили два паблик-тока. Во второй день семинара в Гнесинку пришел гендиректор «Новой Оперы» Антон Гетьман, а в завершающий – Наталья Игнатенко, генеральный директор «Фонда Елены Образцовой». Познакомиться с ведущими музыкальными менеджерами – редкая возможность для молодых журналистов. Именно поэтому странно, что на встречи с ними пришли лишь единичные студенты Гнесинки, хотя вход для них был абсолютно свободным. Тем более что и Гетьман, и Игнатенко активно отвечали на любые вопросы и подкупали слушателей харизматичностью и невероятно искренним отношением к собственному делу. Паблик-токи получились совсем не формальными и были бы интересны не только журналистам, но студенты не так уж активно ходят на что-то, кроме своих обязательных занятий.
Пожалуй, здесь кроется самая большая проблема сообщества, которую метко сформулировал Гетьман на встрече: «разрыв между школой и практикой». «Читки» становятся в этом смысле своеобразным мостиком и невероятно полезны для молодых журналистов. В конце семинара многие из участников отмечали, что для них это возможность совершенно иначе взглянуть на свою профессию и научиться новому.
В то же время у «Читок» слишком маленький охват аудитории. Встречи и лекции не транслируются, как это происходит в том же формате у композиторов, поэтому мало кто может ознакомиться с тем, о чем говорят в течение семинара. Видео помогли бы и студентам, которые только собираются принять участие, и их преподавателям. Трехдневный интенсив может дать большой скачок для развития, но дальше нужны системные занятия, и лекции в свободном доступе послужили бы отличным дополнением к основному вузовскому курсу.