12 апреля на основной сцене зала «Зарядье» камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением Арсентия Ткаченко звучал самостоятельно и в партнерстве с солисткой – арфисткой Александрой Тихоновой. В программе – два музыкальных раритета: Концерт для струнных Нино Роты и арфовый концерт Уильяма Элвина. Если имя кинокомпозитора Нино Роты остается на слуху, то о Уильяме Элвине могут не знать даже профессиональные музыканты. Этот британский автор также работал в жанре киномузыки, что считывается в его Концерте для арфы, пожалуй, даже в большей степени, чем в произведении Роты. Подзаголовки четырех частей Концерта не менее поэтические, чем название самого концерта – Lyra Angelica. Солистка Александра Тихонова достойно исполнила его российскую премьеру. В ее манере игры можно отметить красочность, экспрессивность, внимание к деталям.
Во втором отделении прозвучала «Серенада» для струнного оркестра Дворжака. В этом репертуаре оркестранты чувствовали себя привычно и раскрепощенно. Первый бис, «Минувшие дни» Грига, был объявлен ведущим как премьера оркестровки Алексея Стрельникова. Вторым бисом стал «Вокализ» Рахманинова. А напоследок «Виртуозы Москвы» исполнили знаменитый «Трепак» из «Щелкунчика», причем во время исполнения Арсентий Ткаченко показательно покинул дирижерский пульт и под аплодисменты публики ушел за кулисы, оставив оркестр доигрывать самостоятельно.
После концерта участница семинара «Журналистские читки» Ольга Иванова (ОИ) пообщалась с Арсентием Ткаченко (АТ).
ОИ Арсентий, если посмотреть эту и другие ваши программы за последнее время, можно заметить, что вы склонны исполнять музыку, которая звучит не каждый день…
АТ Да, это действительно так. Подобный репертуар мне особенно по душе. Мне кажется, моя миссия – знакомить публику с новыми произведениями. В «Зарядье» мы уже исполнили много давно забытых или малоизвестных сочинений, в том числе премьер.
Вообще, программа у нас обычно рождается в несколько этапов, не сразу. Сначала обсуждаем ее с директором оркестра, потом с сотрудниками зала «Зарядье», насколько им это интересно – нужно думать и про продажи билетов. И все время пичкать людей неизвестными названиями – контрпродуктивно. Поэтому во второй части апрельского концерта появился Дворжак: его «Серенада» для струнного оркестра уравновесила программу. Бах и Пярт, Элвин и Дворжак – люди должны прореагировать на что-то известное, чтобы пойти на концерт. Если у нас будут только незнакомые публике сочинения, то мы не соберем зал. К сожалению, сегодня такие реалии.
ОИ Часто идея программы бывает выстроена вокруг одного сочинения. Так ли это в случае с концертом в «Зарядье»?
АТ Эта программа строилась вокруг Арфового концерта Уильяма Элвина. Мне кажется интересным, что этот концерт написан как бы для арфы вместе с оркестром – то есть это не просто аккомпанемент солисту. Вообще, для меня этот год идет под знаком английской музыки. Мы с НФОР уже сыграли здесь «Морскую симфонию» Воан-Уильямса, потом были «Планеты» Холста. А теперь мой сезон в «Зарядье» завершается уже с «Виртуозами Москвы» более камерными произведениями, но тоже с английским сочинением.
ОИ Почему с Элвином соседствует именно Нино Рота?
АТ Эти два композитора близки по времени и оба писали для кино. В музыке Арфового концерта есть много общего с киномузыкой. Поэтому мы решили, что они вдвоем в этом коктейле будут симпатично сочетаться.
ОИ Расскажите про бисы. В конце есть фактически элемент инструментального театра, когда вы уходите со сцены.
АТ Я так заканчиваю почти любой концерт с «Виртуозами». Это традиция: последний бис они доигрывают без меня. Потому что они «Виртуозы Москвы». Даю им возможность себя показать. А версия для струнных Грига писалась Алексеем Стрельниковым специально для этого коллектива. Я посчитал, что Дворжак с Григом хорошо сочетаются, так как оба представители национальных школ. У нас в планах большой цикл, где мы будем играть пьесы Грига. Какие-то оркестровки сделал сам композитор, а какие-то пришлось делать нам.
ОИ Какое, по вашему мнению, будущее дирижерской профессии?
АТ Оркестры с годами начинают играть лучше, а значит, планка, требования к дирижеру от оркестра выше. Вот, например, «Виртуозы Москвы». Ими не нужно дирижировать как большим оркестром, показывать, где вступить. Но вряд ли они или другие оркестры начнут обходиться без дирижеров: им нужен человек, который поведет за собой, объединит их одной идеей, целью. Чем больше хороших дирижеров, тем лучше. Я думаю, в таком случае в будущем нас ждет еще больше разнообразия в культурной жизни.