«Евгений Онегин» Урсуляка и копродукции с соотечественниками События

«Евгений Онегин» Урсуляка и копродукции с соотечественниками

Чем удивит Большой театр в новом сезоне

В Большом театре прошла пресс-конференция, на которой были оглашены творческие планы на сезон 2023/2024. Прежде чем поведать присутствующим журналистам о предстоящих премьерах, генеральный директор Владимир Урин уделил внимание статистике, подтверждающей тот факт, что интерес к Большому не ослабевает, несмотря на непростое положение, в котором оказались многие культурные организации в России с начала специальной военной операции. По словам Урина, в 2022 году театр показал 662 спектакля, которые посетило более полумиллиона зрителей. Суммарно Большому удалось заработать более 2,7 миллиарда рублей. Опираясь на эти данные, Владимир Урин рассчитал среднюю стоимость билета – она составила 4875 рублей. Эта цифра свидетельствует о достаточно демократичном ценообразовании.

Переходя к теме премьер, гендиректор театра напомнил, что до конца текущего сезона публике будет представлено несколько новых постановок. Среди них: «Луиза Миллер» – ранняя опера Верди в постановке Георгия Исаакяна и Эдуарда Топчяна (премьера – 25 мая), комическая опера на шекспировский сюжет «Беатриче и Бенедикт» Берлиоза (19 июля) – над ней будут работать режиссер Александр Петров и алжиро-немецкий дирижер Жюльен Салемкур. Оба спектакля пройдут на Новой сцене Большого театра. В разгар лета, 6 июля, на Камерной сцене выйдет «Король» Умберто Джордано – работа Юрия Муравицкого и Антона Гришанина.

Помимо этого Большой театр продолжит гастроли по городам России – столичных артистов ждут в Калининграде, в Доброграде (Владимирская область), а также в Истре (Московская область). В конце июля балетная труппа во главе с Махаром Вазиевым полетит на гастроли в Пекин. Контакты с Китаем – долговременная перспектива, и на 2024 год запланирована поездка в Поднебесную оперной и балетной труппы.

Завершая вводную часть пресс-конференции, Владимир Урин поблагодарил компании, которые оказывают финансовую поддержку Большому театру: «Из-за сложившейся геополитической ситуации мы лишились части наших спонсоров и меценатов. С большинством из них у нас, к счастью, сохранились теплые отношения на человеческом уровне. Они хотели бы остаться, но в силу обстоятельств вынуждены были покинуть нас. Однако радует то, что большинство партнеров все же осталось. Кроме того, за самое короткое время появилась целая группа людей и компаний, желающих сотрудничать с нами, и в настоящее время мы ведем переговоры с еще тремя потенциальными спонсорами. Таким образом, мы практически покрываем ту сумму, которая возникла с уходом ряда организаций».

На сезон 2023/2024 Большой театр планирует две оперные постановки на Исторической сцене – это «Адриана Лекуврёр» Франческо Чилеа в постановке Евгения Писарева и Джакомо Сагрипанти и «Самсон и Далила» Сен-Санса в версии Адольфа Шапиро и Артема Абашева. Первая работа будет представлена в ноябре, вторая – в конце весны следующего года.

«Когда я сообщил Евгению Писареву о том, что ему предлагается осуществить постановку “Адрианы Лекуврёр”, он невероятно обрадовался, так как для истории Пушкинского театра, который он возглавляет на протяжении многих лет, это очень значимое название», – рассказывает Владимир Урин.

В следующем сезоне Большой предпримет очередную попытку постановки «Евгения Онегина». Предыдущая – версия Евгения Арье, впервые показанная четыре года назад, – была прохладно принята и публикой, и критикой. В этот раз за дело берется мэтр кинематографа Сергей Урсуляк, широко известный по патриотическому сериалу «Ликвидация». Он впервые будет пробовать себя в оперном материале. В тандеме с Урсуляком поработает дирижер Филипп Селиванов – лауреат Конкурса имени С. В. Рахманинова (2022).

Еще одна интрига – «Снегурочка» на музыку Чайковского, приуроченная к 200-летию со дня рождения А. Н. Островского. «Мы подумали – если мы не имеем возможности делать копродукцию с нашими западными коллегами, то почему нам не сделать совместный проект с соотечественниками? Это будет постановка с Малым театром, с его артистами: это Василий Бочкарев, Ирина Муравьева, Владимир Носик, Валерий Афанасьев. Причем мы планируем показывать этот спектакль не только у нас, но и на сцене Малого театра – он готов снять ряды в партере и усадить там музыкантов нашего оркестра». Постановочную команду «Снегурочки» возглавят режиссер Алексей Дубровский и дирижер Иван Никифорчин.

На Камерной сцене имени Б. А. Покровского сыграют три новых спектакля, один из них тоже будет копродукцией, и достаточно неожиданной. Для постановки двух коротких опер – «Сын Мандарина» Кюи и «Соловей» Стравинского (премьера запланирована на конец ноября) – привлекут артистов Театра кукол имени С. В. Образцова. Неоднократный лауреат премии «Золотая Маска» Алексей Франдетти поработает с Алексеем Верещагиным. Последний также выступит дирижером-постановщиком «Паяцев» Леонкавалло (июль 2024) – в этом проекте к нему присоединится немецкий режиссер Ханс-Йоахим Фрай, чья деятельность сейчас сконцентрирована в России, в частности на федеральной территории «Сириус». Для юной аудитории на Камерной сцене сыграют сказку «Питер Пэн» на музыку Андрея Рубцова. За дирижерский пульт встанет сам автор, режиссер – Нина Чусова.

Отвечая на вопросы представителей прессы, Владимир Урин поделился мнением относительно тех проблем, которые возникли в связи с прервавшимися контактами с западными институциями и представителями европейской и американской театральной элиты: «Сожалею, что наше сотрудничество прекратилось. Я глубоко убежден, что только культура и искусство могут по-настоящему давать возможность народам понимать друг друга даже в такой непростой ситуации, которая сегодня сложилась в мире. Но эти ограничения введены не нами, мы готовы к сотрудничеству и открыты для него. Наше отношение к нашим бывшим коллегам на Западе не изменилось. Безусловно, из-за разрыва с ними мы много теряем, но я абсолютно уверен, что и они тоже очень серьезно теряют. Нам жаль, что мы не можем гастролировать в западных странах, однако отсутствие этих поездок ничего существенно не меняет в принципах работы Большого театра. То, что российские театры зарабатывали большие деньги, гастролируя на Западе, – не более чем легенда. Гастроли никогда не были вопросом заработка средств, скорее, вопросом имиджа. Спектакль на родной сцене театра дает больший доход, чем любой показанный в рамках гастролей, скажем, в Лондоне. Конечно, жаль, что прервались связи, но на экономическом положении Большого это никак не отражается».

Не обошлось и без наболевшего вопроса о музыкальном руководстве. Напомним, после ухода Тугана Сохиева вскоре после начала специальной военной операции его место остается вакантным. «Это очень плохо, и я говорю об этом абсолютно честно, – комментирует Владимир Урин. – Несмотря на то, что у нас очень сильная структура организации творческих кадров, мы понимаем, что нам необходимо как можно быстрее определиться с музыкальным руководителем. Но я точно так же убежден, что если мы с вами начнем дискуссию, и вы будете называть кандидатуры, то ничего хорошего из этого не выйдет. Поэтому Большой театр выбрал свою тактику жизни и работы. Такого количества приглашенных дирижеров не было за многие годы. Вот фамилии тех, кого мы пригласили за этот сезон: Артем Абашев, Жорди Бернасер (Испания), Иван Великанов, Ян Латам-Кёниг, Иван Никифорчин, Жюльен Салемкур (Алжир – Германия), Филипп Селиванов, Эдуард Топчян, Константин Чудовский. Мы работаем с большей частью молодых музыкантов, чьи имена появились на горизонте, даем им как спектакли текущего репертуара, так и новые постановки. Будем смотреть за качеством того, что они делают, как они взаимодействуют с коллективом. Вы прекрасно понимаете, что такое главный дирижер Большого театра, какие функции, помимо того, что он должен быть талантливым музыкантом, ложатся на него. Мы не торопимся, но понимаем необходимость выбора. Как только подходящая кандидатура возникнет, мы тут же вам ее представим».

Еще один пикантный момент касался балета «Нуреев» Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова на музыку Ильи Демуцкого, судьба которого давно обсуждается в балетном мире. Гендиректор Большого без лукавства ответил, что спектакль был снят с репертуара со вступлением в силу закона о запрете пропаганды нетрадиционных ценностей. «Данный спектакль, не только по мнению любителей балета, но и людей, оценивающих искусство театра и его нравственность, попадает под действие этого закона».

О балетных планах Большого театра рассказал Махар Вазиев. По его мнению, предстоящий сезон будет насыщен событиями, и первая премьера – «Пиковая дама» на музыку Чайковского и Юрия Красавина – будет показана в декабре этого года. Несмотря на то, что в распоряжении занятых танцовщиков достаточно времени, они уже приступили к репетициям. Хореографом-постановщиком выступает Юрий Посохов. Как говорит Вазиев, при обсуждении с ним различных проектов, возникали и другие названия: «Мы не сразу пришли к “Пиковой даме”, но на данный момент мне видится эта работа наиболее цельной. Многое в спектакле определяется и тем, кто будет танцевать. Имея все необходимые составляющие для успешной реализации этого проекта, мы решили показать его в качестве первой балетной премьеры в будущем сезоне».

На Историческую сцену вернется «Ромео и Джульетта» (апрель 2024) в хореографии Леонида Лавровского. В этой версии спектакль впервые был сыгран в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский), и стал поворотным пунктом в истории этого балета. В постановке Лавровского «самая печальная на свете повесть» с некоторыми перерывами сохранялась в репертуаре Большого театра свыше пяти десятилетий – последнее возобновление относится к 1995 году. «Я считаю, что этот балет должен идти на сцене нашего театра, – говорит Махар Вазиев. – Это та работа, от которой отталкиваются многие существующие в мире балетные постановки трагедии Шекспира. Вероятно, в хореографический рисунок будут внесены какие-то коррективы, некоторые моменты потребуют авторского пересмотра, но в целом это очень достойный и яркий спектакль».  Возобновление «Ромео и Джульетты» доверено Михаилу Лавровскому. Дирижер-постановщик – Антон Гришанин.

Шекспировскую тему продолжит еще одна новинка – двухактный балет «Буря» на музыку Юрия Красавина с хореографией Вячеслава Самодурова. «Мы предварительно оговаривали с ним некий проект, но в процессе беседы возникла идея “Бури”, которая перекрыла предыдущие предложения», – пояснил Вазиев. К созданию костюмов Большой театр пригласил российского дизайнера, основателя собственного бренда Игоря Чапурина. Этот спектакль московская публика сможет посмотреть под занавес сезона 2023/2024 – в июле перед уходом театра на летние каникулы.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»