Российский национальный молодежный симфонический оркестр продолжает сотрудничество с Александром Лазаревым, мэтром российской дирижерской школы: 22 апреля под его управлением прозвучат ранние сочинения Сергея Рахманинова (к 150-летию со дня рождения композитора). Первый концерт для фортепиано с оркестром представит Вадим Руденко, а оперу «Алеко» в концертном исполнении – солисты Большого и Мариинского театров Мария Горелова, Елена Манистина, Кирилл Золочевский, Павел Черных, Николай Ефремов и Академический Большой хор «Мастера хорового пения».
Сотрудничество Александра Лазарева и РНМСО – пример чуткого взаимопонимания и дружбы, сложившейся с первых концертов в 2019 году и продолжающейся с тех самых пор; Лазарев стал первым дирижером, чей персональный абонемент проходит именно с РНМСО. Под управлением маэстро оркестр представлял программы музыки Прокофьева и Шостаковича, Хачатуряна и Тертеряна, Брамса и Респиги.
Музыка Рахманинова – важнейшая часть репертуара Александра Лазарева. Во время работы главным дирижером и художественным руководителем Большого театра в 1987–1995 годах Лазарев осуществил постановки опер «Алеко» и «Скупой рыцарь» композитора, а уже в новом тысячелетии исполнял за пультом столичных оркестров Симфонию № 1, «Симфонические танцы» и другие сочинения Рахманинова. Все его симфонии маэстро записал с Японским филармоническим оркестром, который возглавлял в 2008–2016 гг.
Программа концерта 22 апреля посвящена творчеству молодого Рахманинова. Созданный еще в студенческие годы Первый концерт критиковали за некоторую наивность и недостаточно самостоятельный стиль, подверженный влияниям Чайковского и Шопена. Однако в нем уже можно узнать будущего автора сочинений, ставших вершиной фортепианного репертуара. Сольную партию исполнит лауреат международных конкурсов Вадим Руденко, ведущий активную концертную деятельность в России и за рубежом. Особое предпочтение он отдает музыке Рахманинова, считая ее «вершиной… во всех ипостасях».
Второе отделение вечера посвящено концертному исполнению оперы «Алеко» – дипломной работе 19-летнего Рахманинова, за которую ему была присуждена Большая золотая медаль. Композитор завершил оперу в кратчайшие сроки (17 дней), и этой стремительности во многом способствовала тематика пушкинской поэмы «Цыгане», ставшей основой либретто. Рахманинова привлекал цыганский колорит, который был важной частью московского культурного быта; впоследствии Рахманинов много лет был дружен с семьей известной цыганской певицы Надежды Александровой и любил слушать таборное пение.
Оперу представят певцы ведущих российских театров. Приглашенная солистка Большого театра Мария Горелова (сопрано) ведет активную концертную деятельность, сотрудничает с Фондом Ирины Архиповой, участвует в проектах фонда «Русская камерная вокальная лирика от Глинки до Свиридова», «Опера – новое поколение» и других.
Солистка Большого театра Елена Манистина (меццо-сопрано) выступала на сценах Королевского оперного театра Ковент-Гарден в Лондоне, Национальной оперы и Театра Шатле в Париже, Метрополитен-оперы в Нью-Йорке и многих других театров.
Тенор Кирилл Золочевский – приглашенный солист Национальной оперы Чили. С 2019 г. – солист Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, где в том числе исполняет партии Молодого цыгана в «Алеко» и партию тенора в симфонической поэме «Колокола» Рахманинова.
Павел Черных – заслуженный артист России. С 1990 года солист оперной труппы Большого театра, на сцене которого исполнял главные партии в операх Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Верди и других композиторов.
Знаковые партии баритона Николая Ефремова – Князь Никита Курлятев («Чародейка» Чайковского) в Большом театре (2011, дирижер Александр Лазарев, режиссер Александр Титель) и Театре ан дер Вин (2014, дирижер Михаил Татарников, режиссер Кристоф Лой) и Королевский герольд («Лоэнгрин» Вагнера) в Реннской опере (2015, дирижер Рудольф Пильмайер, режиссер Катарина Вагнер).