Концертом в зале «Зарядье» звезда мировой оперной сцены сопрано Ольга Перетятько, обладательница самых престижных музыкальных премий и наград, откроет череду своих апрельских концертов в России. Вслед за Москвой певицу услышат в Санкт-Петербурге и Воронеже. В обеих российских столицах певица в ансамбле с пианистом и концертмейстером Семеном Скигиным представит яркую и разнообразную камерно-вокальную программу, а в Черноземье выступит в оперном гала-концерте с Симфоническим оркестром Воронежского концертного зала под управлением Юрия Андросова.
Виктор Александров (ВА) побеседовал с Ольгой Перетятько (ОП) о ее новой программе, работе над голосом, взаимоотношениях с режиссерами, любви к музыке Рахманинова, встречах с Альберто Дзеддой и Валерием Гергиевым и о многом другом.
ВА Ольга, вашу вокальную программу «Колыбельные песни» дополнят вокальные миниатюры Полины Виардо. Как появились эти произведения?
ОП «Песни для Майи» теперь входят практически в любую мою концертную программу, благо репертуар там большой. Для выступления в «Зарядье» я выбрала самые любимые и интересные из них, а так как громкой презентации не было, хотелось познакомить с этими колыбельными широкую публику. Они составят бóльшую часть первого отделения, потом прозвучит блок романсов Рахманинова, некоторые из которых я впервые исполню в «Зарядье». А второе отделение – это история любви Ивана Тургенева и Полины Виардо, которая длилась сорок лет! Там прозвучат произведения, которые сочинила эта потрясающая талантливая артистка, а также оперные арии из ее репертуара. Полина Виардо была потрясающим композитором и пианисткой, и очень хочется об этом напомнить. Я буду рассказывать любопытные факты и цитаты из истории жизни Тургенева и Виардо. Сценарий написал и разработал Семен Скигин. Мы с ним задумали эту программу как моноспектакль.
ВА У вас уже давний творческий тандем с Семеном Скигиным – человеком потрясающей эрудиции, единомышленником и наставником в вокальной профессии.
ОП Семен Борисович принимал участие в моем приемном экзамене в Берлинской высшей школе музыки, а потом я осваивала вместе с ним камерный репертуар. Мне везет на прекрасных людей! Его огромный опыт, обширнейшая концертная и звукозаписывающая практика с разными вокалистами мира, знания и талант в составлении программ не имеют себе равных! Скучать Семен Борисович никогда мне не дает, говорит, что нашел в моем лице отзывчивого партнера, с которым можно сделать практически все. Ну а я стараюсь всегда соответствовать!
ВА Минувший месяц в вашем расписании был богат событиями. Как вам удалось попасть в Сингапур, где впервые прозвучал Реквием Осипа Козловского?
ОП Этот проект должен был состояться пару лет назад, но несколько раз переносился из-за ковида. И вот, наконец, сочинение прозвучало. Меня привлекает азиатская публика, она очень культурная и тяготеет ко всему новому. В Сингапуре вообще мало кто знает об этом композиторе, как и о музыке доглинкинской поры. Так что эта премьера стала большим событием в культурной жизни страны.
ВА С вами на сцене театра «Эспланада» пели Олеся Петрова, Борис Степанов и Кристоф Зайдль.
ОП Да, наш «дир-хор» собрался почти в полном составе! (Смеется.) Мы все трое (за исключением Кристофа) вышли из дирижерско-хорового факультета. Было так прекрасно вернуться к истокам профессии! Обожаю петь ораториальные произведения.
ВА А что примечательного оказалось в новой редакции Реквиема Козловского, выполненной австрийским дирижером Хансом Графом?
ОП Он вернулся к первой редакции произведения и работал с оригинальной партитурой, убрал все «излишества» из дополненной версии – получилось чисто, душевно и очень актуально. Кстати, некоторые эпизоды перекликаются с будущим Реквиемом Верди. Мы все вышли из этой музыки.
ВА На что вы обычно обращаете внимание в отношении своего голоса? Как распределяете его возможности?
ОП Я выносливая, стараюсь не перерабатывать. Длительный стресс неблагоприятно сказывается на любом человеке. Надо вовремя останавливаться и отдыхать. Я всегда внимательно слежу за движением своего голоса. После рождения дочери, ничего не растеряв, я приобрела новые краски и объем в голосе.
Длительный стресс неблагоприятно сказывается на любом человеке. Надо вовремя останавливаться и отдыхать.
ВА Случались ли в вашей оперной практике такие постановки опер, которые лично шокировали, но вы понимали, что отказаться уже невозможно?
ОП Отказаться можно всегда. Вспоминаю один из таких случаев, когда, посмотрев спектакль (это было возобновление «Похищения из Сераля» Моцарта в Дойче Опер Берлина), я просто не могла видеть себя в этом проекте! Артисты матерились со сцены в диалогах на мотиве сериала «Во все тяжкие», одна из певиц была практически в неглиже. Я написала агенту, что не собираюсь в этом участвовать, он сообщил театру. А потом мне позвонили и сказали, что я могу поменять костюм и диалоги, только бы согласилась не разрывать контракт. Так и случилось. Я сменила костюм, получилось вполне спортивно (я так в спортзал хожу), и исключила мат из диалогов. Мир не закончился. Потом коллеги мне писали: «Слушай, а что, разве можно так?» (Смеется.)
ВА Сегодня оперные спектакли живут по определенным стандартам. Как вы выстраиваете свои взаимоотношения с режиссерами? Всегда ли им доверяете?
ОП Этот вопрос мне часто задают. Всегда можно найти общий язык с постановочной командой, необходимо смело предлагать свое видение спектакля и роли. Мы же все работаем на единый результат. Я не привыкла ни с кем ссориться. Выслушать режиссера, поддержать его идеи, в худшем случае попытаться понять и принять его концепцию – это святое, часть нашей профессии. Идеальный для меня вариант – это когда дирижер с режиссером приходят в первый день репетиций спектакля и начинают работать вместе. Даже если возникнет спор с режиссером, дирижер всегда может поддержать тебя.
ВА Что вас больше всего раздражает в режиссуре?
ОП Когда она мешает музыке и исполнителям.
ВА Фестиваль в Пезаро давно стал музыкальной Меккой для вас. Наверняка встречи с великим мэтром творчества Россини – итальянским дирижером Альберто Дзеддой перевернули ваше сознание в восприятии музыки композитора? Какие ценные советы и напутствия он вам дал?
ОП Собственно, с доверия маэстро Дзедды началась моя карьера. Сама судьба, что он поверил в меня и пригласил спеть Дездемону в 2007-м, «запустила» мое бесконечное путешествие по этому миру. Очень часто вспоминаю Альберто, его мудрые советы, выражения и лучезарную улыбку! Я никогда не перестану быть ему благодарной!
ВА У каждого зала своя история. Для вас сцена имеет принципиальное значение?
ОП Если честно, то я стараюсь не думать об этом. Я привыкла готовиться к концертам и спектаклям всегда одинаково, где бы они ни происходили, будь то зал на двести мест или на семнадцать тысяч человек – неважно! Все равно нельзя предсказать, как все пройдет. Это всегда останется загадкой для меня, а определенный фатализм и здоровое равнодушие помогают не сойти с ума.
Песни для Майи Ольга Перетятько Семен Скигин «Фирма Мелодия»
ВА Когда мы снова услышим вас в Мариинском театре?
ОП Пока нет определенных планов. Мое прошлое выступление, к примеру, было задумано вообще за неделю до спектакля! Я всегда пою там с удовольствием, главное – быть здоровой!
ВА У Валерия Гергиева в мае юбилей. Какую роль в вашей жизни сыграл этот человек? Чему у него поучились?
ОП Когда я училась на дирижерском факультете, для всех нас Валерий Абисалович был кумиром! Есть фотография, где я, будучи солисткой детского хора Мариинского театра, выходила с ним за руку на поклонах в «Парсифале» Вагнера – это был «звездный» час моей дирижерской карьеры! Случайно так получилось, но из детского хора меня после того спектакля уволили, за нескромность, наверное (смеется). Ну а потом, спустя годы, у нас с Валерием Гергиевым было несколько совместных работ («Травиата», «Царская невеста», «Риголетто»). Участвовать в спектаклях под его управлением – всегда особый нерв и драйв! Я не перестаю восхищаться его нескончаемой энергией и трудоспособностью! Не знаю, как он живет в таком ритме. Когда я устаю и хочется поныть, то всегда вспоминаю Валерия Абисаловича.
ВА А кто еще из дирижеров особенно вдохновляет вас сегодня? С кем бы еще мечтали поработать вместе?
ОП Мне, к сожалению, пока не удалось поработать с Риккардо Мути. Очень ценю дирижерское искусство Риккардо Шайи, Фабио Луизи и Антонио Паппано.
ВА А как вы относитесь к музыкальной критике?
ОП Мне часто приходилось утешать молодых коллег после того, как они начитались всякой ерунды про себя у блогеров. Мой ответ такой: я с уважением отношусь к людям и требую такого же отношения к себе. Сейчас мне все равно, я знаю, кто я, где и как спела. Можно читать или не читать, это все равно ничего не изменит! И потом, конструктивная критика очень полезна для артистов! Вот меломанов, людей действительно любящих оперу, знающих все на свете записи, слышавших с галерки великих артистов, искренне любящих музыку, я очень уважаю! У них действительно многому можно поучиться, просто сесть поболтать и послушать их рассказы. А если за счет твоего имени пытаются что-то продать, не умея отличить трезвучие от секстаккорда, то мне трудно найти этому название и вызвать какое-то сочувствие. Ну а дружить с критиками ради хороших статей – это вообще не мое!
Я с уважением отношусь к людям и требую такого же отношения к себе.
ВА Недалеко от Люцерна, где вы живете, находится имение Рахманинова Сенар. Вы наверняка бывали там?
ОП Там еще вилла Вагнера Трибшен, правда, она в черте города. Много известных людей жило в тех местах. В моей первой квартире, например, до меня проживал Гидон Кремер. На вилле Сенар пройдет один из будущих вокальных проектов с Семеном Скигиным. Скоро вы все узнаете.
ВА А в Ивановке не хотите записать программу его романсов?
ОП Я там не была, к сожалению! С удовольствием тоже бы туда приехала. Это просто вопрос времени.
ВА Что вообще для вас музыка Сергея Рахманинова?
ОП Рахманинов для меня это ДНК нашей музыкальной культуры и, наверное, мой самый любимый композитор. Его симфонии, романсы, фортепианные концерты, оперные и духовные сочинения составляют безбрежный океан дивных мелодий и гармоний. Это наша духовная музыкальная святыня, без которой немыслимо будущее российской культуры.