Зеленый шум Сургута События

Зеленый шум Сургута

В городе на 60-й параллели проходит фестиваль Екатерины Мечетиной

Известная российская пианистка патронирует фестиваль в столице нефтяной промышленности Сибири с 2013 года. Именно тогда к ней обратился директор Сургутской филармонии Яков Черняк с предложением стать президентом, курировать программу и быть гением этого места. Екатерину здесь действительно обожают: она играет сама – соло, с местным симфоническим оркестром, в камерных ансамблях, с хорами. А также ведет и комментирует программы во всех концертах, осуществляя просветительскую миссию. Делает это интересно, с шармом и собственным отношением к звучащей музыке. Даже жаль, что в этом амплуа она пока не так известна своим московским поклонникам: пожалуй, уже ради этого стоило поехать в Сургут и стать соучастником фестивальных событий.

К юбилею Рахманинова Екатерина Мечетина составила необычную программу: прелюдии в первом отделении и рахманиновские транскрипции – во втором, показав Рахманинова как композитора и пианиста, с огромным успехом игравшего классику – Баха, Шуберта, Мусоргского…

В прелюдиях композиторская мысль балансирует между двумя полюсами – образами бури, драматических всплесков и тончайшей лирикой. Посередине – мистические, загадочные картины, мрачные и торжественные. О своем восприятии музыки пианистка делилась со сцены, тактично предлагая ассоциации, как нить Ариадны в безграничном море интерпретаций. Уже с первых нот было ясно, насколько Рахманинов – «ее композитор», действительно «добрый друг», с которым у Екатерины полное взаимопонимание. Особенно – в негромких, нежных прелюдиях, где она заставляла вслушиваться в каждый изгиб мелодии, почти «гипнотизируя» публику красотой музыки. Технические моменты получались словно сами собой, подчиняясь содержанию, чувствам, вложенным автором.

Вторая часть программы поставила иные задачи, ведь в транскрипциях Рахманинов вел диалог с композиторами разных эпох. И это точно уловила Мечетина: в частях из Партиты ми мажор Баха рояль звучал с «клавесинной» звонкостью и ясной артикуляцией, а Скерцо Мендельсона из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь» было «раскрашено» уже романтическими красками – ажурными кружащимися фигурациями, «рисующими» суматоху и неразбериху шекспировского сюжета. Залихватский «Гопак» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, вихревой «Полет шмеля» Римского-Корсакова – тут уж виртуозная сторона пианизма солистки вызвала восхищение и аплодисменты публики. И это понятно, ведь Рахманинов создавал многие из этих транскрипций как бисы, чтобы удивлять и поражать публику. И Екатерине Мечетиной удалось это в полной мере. Контраст жанровым номерам составили пейзажные зарисовки авторских переложений романсов «Сирень», «Маргаритки» и погружающая в нирвану «Колыбельная» Чайковского. Неслучайно современник Рахманинова Игорь Стравинский цитировал этот романс в своем балете «Поцелуй феи», создавая ностальгический образ «страны без времени и пространства». Но завершился концерт вполне оптимистично – бравурными транскрипциями двух знаменитых скрипичных пьес Крейслера. «Муки любви» и «Радость любви» у Рахманинова – про наслаждение жизнью, повод продемонстрировать безграничное владение фортепиано и при этом остаться изысканно-поэтичным, как того требует утонченная культура салонов высшего света.

Екатерина Мечетина: Наскоком собрать роллс-ройс в области фортепиано не получится

В зале было много молодежи, юных музыкантов из местных музыкальных школ, колледжа, которые в этот вечер получили впечатляющий урок пианистического мастерства и артистизма от Екатерины Мечетиной, показавшей, к чему стоит стремиться. Именно такой тип артиста – в совершенстве владеющего своей профессией, открытого публике, понимающего важность имиджа, обладающего не только внутренней, но и внешней красотой, – хороший пример для подражания.

«Зеленый шум» позиционируется как молодежный фестиваль. Поэтому в его программе есть ряд событий, связанных с темой наставничества («Мастерская музыкальной журналистики»), связи поколений (концерт, посвященный 30-летию программы «Новые имена Сургута», в котором принял участие Симфонический оркестр Сургутской филармонии под управлением главного дирижера Станислава Дятлова). Стало традицией приглашать студенческие хоры: сюда приезжал Камерный хор Московской консерватории, а в этот раз в афише – Altro coro, коллектив РАМ имени Гнесиных. Кроме классики гнесинцы вместе с Екатериной Мечетиной исполняют новинки отечественных композиторов – Александра Чайковского, Кузьмы Бодрова и Ефрема Подгайца. Необычным вкраплением в конфигурацию хора и рояля оказывается участие домры. Сейчас направление, связанное с народными инструментами, набирает обороты и приносит интересные творческие плоды, в чем убеждает дуэтный тандем двух Екатерин – Мечетиной и Мочаловой. Они не в первый раз выступают вместе, но в Сургуте их программа звучит впервые.

Национальные корни – отдельная тема, получившая на фестивале оригинальный разворот в постановке «Путь Олоко». Как указывают организаторы, это «музыкальная сказка для всей семьи по мотивам хантыйского и мансийского эпоса». Когда-то Вагнер обращался к древнегерманским мифам и писал оперы, используя романтическую лексику. Сейчас иное время, и закономерно, что композитор Ольга Егорова обратилась к стилистике мюзикла – более понятной и демократичной.

«Радовать и удивлять» – этот девиз, существующий с момента рождения фестиваля, не просто красивые слова. Программа, которую делают Екатерина Мечетина и Яков Черняк, каждый раз охватывает главные тренды сезона, и сургутская публика получает возможность быть на прямой линии с его хедлайнерами. И понятно, почему выбрана в качестве названия некрасовская строчка «Зеленый шум». На финише можно точно дать ответ: после долгой зимы душа требует обновления, энергии, свежих эмоций – все это дает Сургуту фестиваль.