Суета современной жизни знакома всем: слишком много событий и дел, но слишком мало времени на их выполнение. Психологи констатируют большой запрос на способы справиться со стрессом. Как вариант — помочь заземлиться и замедлиться может медленная музыка. Благо идти за ней далеко не нужно: в феврале 2023 года британский лейбл Another Timbre выпустил очередную порцию дисков, один из которых — Slow poem for Stiebler.
Этот альбом состоит из всего лишь одной 48-минутной композиции, созданной творческим дуэтом Биляны Вучковой и Сары Давачи. Вучкова — болгарская скрипачка и междисциплинарная художница, которой композитор Эрнстальбрехт Штиблер посвятил пьесу Für Biliana, вышедшую тремя годами ранее на Another Timbre. Канадский композитор и органист Давачи, уже знакомая с Вучковой, высоко оценила работу, а позже ей поступило предложение от скрипачки сделать «ремикс» этого сочинения. Главной композиционной зацепкой послужили простейшие гармонии, которые увлекли слух музыкантов. Было принято решение замедлить переходы аккордов и посмотреть, что станет с фактурой, если рассмотреть эти переходы под микроскопом в режиме slow motion.
Очевидно, что мир современной музыки все больше устает от жестких правил и догм, многие из которых были «зацементированы» послевоенным поколением композиторов XX века и их учениками.
Писать партитуру с медленным материалом, простыми инструментальными тембрами и созвучиями — это еще и определенный вызов предыдущему поколению. С каждым годом количество таких релизов неуклонно растет, а сам лейбл Another Timbre часто является центром их притяжения. Интерес к такой музыке существует не только у любителей «академа» (а бэкграунд Давачи и Вучковой именно академический), но и поклонников дроун-музыки, эмбиента и других менее форматных жанров. Но какую именно медленную музыку может предложить дуэт Вучковой и Давачи?
Как подсказывает название сочинения, в Slow poem for Stiebler количество музыкальных событий на единицу времени предельно минимально. «Чистые» консонантные интервалы сменяются «грязными» диссонантными и наоборот. Помимо скрипки и фисгармонии — инструмента, напоминающего портативную разновидность органа, — иногда можно услышать тихую вокализацию Вучковой, которая утонченно окрашивает тянущийся гул инструментов. Музыкальные фрагменты разделяются 15-секундными вкраплениями тишины, позволяющими почувствовать еще более медитативный и успокаивающий эффект простейших созвучий. Грех не вспомнить американского композитора Ла Монте Янга и его первопроходческую роль в освоении и ассимиляции тянущихся бурдонов — во многом позаимствованных из традиционной музыки Индии — в сферу западной композиции 1960-х годов.
В интервью лейблу Давачи и Вучкова также отмечают роль спонтанности, импровизационности и интуитивности при записи этого релиза. Именно осмысленное присутствие этих характеристик позволяет внести моментальные изменения в текучесть музыкальной материи здесь и сейчас, что, безусловно, является важным критерием для обоих музыкантов. Этот альбом отражает скорее фирменный стиль Давачи, хотя и заметна легкая нюансировка, которую привносит Вучкова своим тихим пением и нетипично спокойной игрой на скрипке. Перед прослушиванием Slow poem for Stiebler обязательно стоит ознакомиться с более ранними релизами Давачи, например Cantus, Descant (2020) или Laurus (2020). Это поможет еще лучше понять особенности медленных сочинений и полностью расслабить каждую фибру души и тела.