Memento Mori — юбилейный (пятнадцатый по счету) студийный альбом одного из самых любимых в России мировых поп-коллективов и первый после всеобщего ковид-коллапса, новых геополитических потрясений на планете и ухода из жизни оригинального участника группы Энди Флетчера. Ни для кого не секрет, что Флетч, практически не принимавший участия в написании материала Depeche Mode, был этаким буфером и «миротворцем» между главными креативными «бойцами» ансамбля — Мартином Гором и Дэйвом Гааном. Так что с названием новой работы все предельно понятно…
На фоне этой утраты Гору и Гаану пришлось сблизиться друг с другом, и это читается и в саунде, и в самом духе нового альбома. Мрачноватый дебютный трек My Cosmos Is Mine, ставший и вторым синглом новинки, в противовес сильно политизированному предшественнику 2017 года Spirit, приветствует слушателя на привычной для Depeche Mode территории строчками «Без страха… без дождя / Без последних вздохов, без бессмысленных смертей». Два следующих довольно легких и воздушных номера — Wagging Tongue и Ghosts Again — отправляют нас к синти-поп-корням группы.
Интересен и тот факт, что, включая упомянутый трек Ghosts Again, работа над материалом диска началась еще при жизни Флетча, когда Гор прислал Гаану демо шести написанных им треков. На большей части из них был вокал Ричарда Батлера — фронтмена английской пост-панк-команды The Psychedelic Furs. Батлер стал также автором текстов песен. «Получив эти демки от Мартина, — вспоминает Дэйв Гаан, — я немного напрягся поначалу. Но Мартин пояснил, что во время пандемии они вместе с Ричардом записали несколько песен вместе. На самом деле, мне все равно, кто является автором, если получились отличные вещи!» Гор поясняет: «Я никогда раньше не писал материал для Depeche Mode вместе с кем-то не из числа участников группы. А изначально мы думали выпустить эти треки с Ричардом как сайд-проект. Он действительно очень хорош в генерации идей, и это совпало с периодом, когда я сам не был в особом ударе». В итоге в эту новинку от Depeche Mode попало четыре песни с текстами Батлера. А еще одним участником создания нового альбома Depeche Mode надлежит считать продюсера таких артистов, как Arctic Monkeys, Gorillaz и Кайли Миноуг, музыканта Simian Mobile Disco и The Last Shadow Puppets Джеймса Форда — он выступил продюсером Memento Mori, а также местами клавишником, ударником-перкуссионистом и гитаристом…
Лирическую часть Memento Mori формируют крунер-готический вальс Don’t Say You Love Me (здесь Гаан как бы попадает на бал в замок Depeche Mode в костюме и с настроениями другой группы с его участием — Soulsavers), а также баллада с солирующим вокалом Гора Soul with Me. Крадущаяся My Favourite Stranger, которая вполне могла быть хит-синглом альбома, изрезана пост-панк-гитарами, а Caroline’s Monkey погружает нас во мрак истории Depeche Mode конца 1990-х годов — в период жесткой зависимости Гаана и сложных отношений в группе.
Отретушированный неоновыми синтезаторами трек People Are Good как бы показывает, что мало что изменилось в мире с момента выпуска почти одноименного сингла 1984 года (People Are People), и Гаан все еще пытается убедить себя поверить в человечество. А динамичная Never Let Me Go с ее мягкими индустриальными гитарными риффами вполне могла бы быть органичной составляющей альбома Playing The Angel (2005).
Вообще, Memento Mori — пожалуй, самая интересная работа Depeche Mode со времен «Ангела», являющаяся их самым искренним, вдумчивым и волнующим заявлением за последние десятилетия.