Известный российский виолончелист родом из этих мест: родился в городке Петровске близ Саратова, и по традиции победители конкурса дают там концерт. Такой красивый и символичный эпилог.
Прологом послужила пресс-конференция, где было представлено жюри под председательством ученика С. Н. Кнушевицкого – народного артиста России, профессора Московской консерватории Игоря Гаврыша. Он поделился воспоминаниями об игре Учителя, о теплоте и певучести его звука. Член жюри из Болгарии, профессор Веселин Эмануилов пожелал конкурсантам достичь высот в исполнительском искусстве, заданных Кнушевицким. Судили участников также Владимир Тонха, Кирилл Родин (Москва), Надежда Скворцова (Саратов), Юрий Семенов (Россия–Турция), Якоб Богаарт (Нидерланды), Гуидо Риччи (Италия), Христофор Мирошников (Греция), Жан Монтес (США–Гаити), На Мула (Китай).
Говоря о возросшей репутации конкурса, А. В. Николаева, директор Саратовской областной филармонии имени А. Г. Шнитке, привела статистику: «В 2014 году в Саратов приехало 29 виолончелистов, в 2016-м – 35. Сейчас в состязании принимают участие 52 конкурсанта из 10 стран – Армении, Беларуси, Болгарии, Казахстана, Китая, Таджикистана, Турции, России, Узбекистана, Украины. Молодые музыканты будут соревноваться в двух возрастных группах – до 17 лет включительно, и с 18 до 28 лет включительно».
Не в последнюю очередь возросший интерес связан с привлекательными условиями: благодаря поддержке Правительства Саратовской области, Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Фонда «Сафмар» молодым музыкантам оплачивается трансфер (Москва – Саратов) и проживание, что расширяет географию состязания; есть и призовой фонд – обладатель первой премии в младшей группе получает награду в размере 150.000 рублей, победитель в старшей группе – 300 000 рублей. «Сегодня конкурс имени Кнушевицкого является единственным в России самостоятельным международным состязанием по специальности “виолончель”», – подчеркнул директор конкурса, заместитель председателя жюри Сергей Усанов.
На открытии с АСО Саратовской филармонии как виолончелист и дирижер выступил гость конкурса, народный артист России Александр Рудин. Он задал высокую художественную и исполнительскую планку, предложив изысканную французскую программу. После красочной сюиты для оркестра из «Арлезианки» Бизе прозвучали сочинения Сен-Санса. В дуэте «Муза и Поэт» к маэстро Рудину присоединилась Елена Корженевич, она же с успехом солировала в «Интродукции и рондо-каприччиозо». Вечер завершился Виолончельным концертом ля минор.
Программа конкурса позволила оценить потенциал участников уже на первом туре. Полифония, виртуозная пьеса или этюд, соната – три «кита», база, дающая представление о «школе» и музыкальности конкурсанта. Ведь речь идет о молодых музыкантах, не всегда сформировавшихся индивидуальностях, где роль педагога очень важна. В этом смысле в младшей группе в лидерах оказались представители Китая и Турции: там и инструменты у ребят лучше, и усидчивости больше, отсюда и игра качественней. Обратил на себя внимание украинский виолончелист Арсений Ставицкий (на фото) – мальчик с копной рыжих волос и неуемным темпераментом, который, несмотря на технические шероховатости, захватил внимание публики. Тем не менее стать единоличным победителем ему не удалось: он разделил первое место с виртуозной китаянкой Намисой Сун. Аналогичная ситуация сложилась при распределении остальных призов. Даниил Никонов из Гнесинской десятилетки поделил второе место с Ван Ясэнем, который уже известен в России, будучи победителем XII Международного московского конкурса в 2012 году. А ученик ЦМШ Андрей Микрюков оказался на третьем месте вместе с Чжэн Си. Отметим, что все три китайских виолончелиста обучаются у себя на родине, что свидетельствует о сильно возросшем уровне национального образования в этой стране.
В старшей группе картина сложилась иная, не было столь сильных различий между российскими и иностранными участниками. Бесспорным лидером стал студент РАМ имени Гнесиных Давид Ежов. Примечательно, что он второй раз приезжает в Саратов: на прошлом конкурсе он завоевал лауреатское звание, а теперь сумел выиграть состязание. Второе место занял Камиль Мухаметдинов из Казани, а третье поделили Раббани Алдангор из Казахстана и белорус Михаил Махнач.
Итоги состязания Международного конкурса виолончелистов имени С. Н. Кнушевицкого обсудил с Евгенией Кривицкой (ЕК) член жюри, известный греческий виолончелист Христофор Мирошников (ХМ).Музыкант тесно связан с русской школой, окончил Московскую консерваторию у профессора Н. Н. Шаховской и великолепно говорит по-русски. Мнение такого специалиста, имеющего европейские корни, но понимающего наш менталитет, показалось особенно интересным.
ЕК
Как вы считаете, нужен ли конкурс для исполнителей школьного возраста, у которых и инструменты не очень, и есть технические проблемы? А их судят крупнейшие исполнители и педагоги…
ХМ
Нужен! Это практика, стимул, хороший способ «освежиться», как для участника, так и для его педагога. Удачное выступление на конкурсе, а также положительный результат будут вознаграждением (я не имею в виду материальную сторону) за проделанную работу и покажут юному исполнителю, что он не зря занимался. Плохое же выступление может зацепить музыканта и подстегнуть его на более интенсивные занятия – со мной именно это и произошло в 13 лет. Поражение помню лучше, чем некоторые успешные для меня конкурсы.
С другой стороны, конкурсами не стоит увлекаться на этапе обучения. Школьнику или студенту необходимо наращивать репертуар, а на конкурсах следует исполнять обыгранные произведения, а не новые. Я бы сказал, что раз в год или в два принять участие в конкурсе было бы полезной практикой. А если жюри состоит из серьезных музыкантов, так это только пойдет на пользу. Полезную критику и грамотные замечания можно услышать. И в следующий раз уже имена и статус пугать не будут, и исполнитель будет себя чувствовать гораздо комфортнее на сцене. Хотя этих участников, как мне показалось, сложно было напугать. Наверное, члены жюри недостаточно насупились. Вообще, как человек изнутри, могу сказать, что жюри на конкурсе Кнушевицкого было очень доброжелательным!
ЕК
Как вы оцениваете уровень ребят в младшей группе в этом году?
ХМ
Как очень высокий, а некоторые меня просто очаровали! То ли у них есть эта щенячья храбрость, то ли они еще не осознают всей сложности исполнительского мастерства, но играли они здорово!
ЕК
Поменялась ли картина, когда вы начали слушать участников старшей группы? Как бы вы сравнили уровень двух групп в этом году?
ХМ
Поменялось, и не в лучшую сторону для старшей группы. В младшей группе у многих видно было, как интенсивно они готовились. В старшей группе музыкальной зрелости было побольше, и они, конечно, тоже занимались, но сложность произведений требует еще большего количества «намотанных» часов. Особенно, когда необходимо выдержать марафон из трех туров. Я считаю, что результаты могли бы быть и другими, если бы выступления на каждом из туров были более ровными. Некоторые участники просто блестяще исполнили первый тур, а во втором были волнения и провалы. Кто-то прекрасно справился и с первым, и со вторым туром, а в финале его было не узнать. В младшей же группе, они, в большинстве своем, только прибавляли на следующем прослушивании!
ЕК
Ваши фавориты в младшей и старшей группе? И совпали ли они с итогом распределения мест?
ХМ
Вы мне сложные вопросы задаете, Евгения! У меня половина младшей группы были фаворитами! И да, можно сказать, что результаты совпали с моими предпочтениями и оценками. А вот в старшей группе… нет, не смог я влюбиться. Да к ним и требования другие, и придираешься чаще, и ожиданий больше.
ЕК
Вы согласны, что азиатская школа по-прежнему обходит европейцев?
ХМ
Если учесть, что огромное число музыкантов из азиатских стран учатся в России, европейских странах и Америке, и такое же число педагогов из этих стран и континентов ездит в Азию преподавать, то скажу, что не обходит. А то, что у ребят из Китая, Кореи, Сингапура, Японии колоссальная работоспособность – тут я с вами не спорю.
ЕК
Есть ли пожелания конкурсу Кнушевицкого на будущее?
ХМ
Я первый раз был на этом конкурсе, да и в Саратове тоже, и у меня остались самые приятные впечатления! Организаторы выложились «на все сто»! Такое гостеприимство со всех сторон, внимательное отношение к участникам конкурса, продуманная программа всей конкурсной недели, приятная работа с коллегами в жюри. Даже двадцати пяти шубертовских «Арпеджион» в один день недостаточно было, чтобы погоду испортить! Нет, что вы, конкурсу можно только пожелать дальнейшей поддержки, и чтобы это культурное событие продолжало нас всех радовать и в будущем!