В концерте цикла «Весь Стравинский» прозвучат две мировые премьеры

12.05.2023
В концерте цикла «Весь Стравинский» прозвучат две мировые премьеры

13 мая Московская филармония завершает первый сезон цикла «Весь Стравинский», предполагающего исполнение в хронологическом порядке всех сочинений Игоря Стравинского. Третий концерт абонемента, наряду со знаменитым «Петрушкой» и другими сочинениями, представит публике две мировые премьеры: впервые за 110 лет прозвучит ария Шакловитого из оперы «Хованщина» Мусоргского в оркестровке Стравинского, а Заключительный хор, сочиненный Стравинским для этой оперы, впервые будет исполнен в подлинном виде. На сцене – Российский национальный молодежный симфонический оркестр и Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова под управлением Филиппа Чижевского, солист – Дмитрий Чеблыков (баритон).

«Возможности исполнения этой кантаты я не предвижу нигде, кроме Сириуса и Альдебарана»: так говорил Клод Дебюсси о посвященной ему кантате Стравинского «Звездоликий» (1912), которая открывает третий концерт цикла «Весь Стравинский». Действительно, это крайне непрактичный раритет: кантата требует огромного состава музыкантов и длится около пяти минут. Дебюсси оказался по-своему прав – «Звездоликий» дожидался премьеры около тридцати лет. Кантата – яркий пример творческих поисков Стравинского, и шансов на частое исполнение у нее по-прежнему немного. Прозвучит и еще одно малоизвестное сочинение композитора этих лет – Два стихотворения Поля Верлена для баритона и малого оркестра (1910, редакция 1951 года).

Первый сезон цикла «Весь Стравинский» завершается исполнением «Петрушки» – одного из трех русских балетов композитора, навсегда оставшихся самыми популярными его сочинениями. Сенсационная «Весна священная», премьера которой перевернула историю музыки ХХ века, прозвучит уже во втором сезоне абонемента, а нынешний концерт представляет еще две сенсации: арию Шакловитого из оперы «Хованщина» Мусоргского в оркестровке Стравинского, а также Заключительный хор, написанный Стравинским для парижской постановки «Хованщины».

Рассказывает автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев, имеющий непосредственное отношение к открытию этих бесценных страниц:

Постановка «Хованщины» Мусоргского в Париже была самым масштабным проектом в истории «Русских сезонов». Она потребовала куда бòльших усилий, чем премьера «Весны священной», состоявшаяся неделей раньше. Дягилев привлек к осуществлению своей мечты – впервые представить миру шедевр Мусоргского в подлинном виде – не только Шаляпина в качестве ключевого исполнителя, но и двух гениальных композиторов, Стравинского и Равеля, в качестве оркестровщиков.

Игорь Федорович так и не услышал результатов своей работы: за два дня до премьеры он слег с брюшным тифом, а после 1914 года дягилевская «Хованщина» никогда больше не исполнялась. Партитуры считались утраченными – был известен только клавир «Заключительного хора»: его Стравинский сочинил сам, поскольку Мусоргский оперу не закончил. Когда в 1989 году Клаудио Аббадо решил поставить «Хованщину» с «Заключительным хором» Стравинского, пришлось заказывать новую оркестровку.

В 2012 году я работал над диссертацией в Фонде Пауля Захера, где хранится архив Стравинского. Изучая автографы, я пришел к выводу, что не всё потеряно – в прямом и переносном смыслах. Чистовики исчезли, но там, в Базеле, а также в Лондоне и Санкт-Петербурге сохранилось несколько рукописных эскизов, фрагменты которых в итоге сложились в единый пазл: обе партитуры Стравинского удалось реконструировать с точностью не меньше 90%. 13 мая эта прекрасная (а в отношении «Заключительного хора» с чистой совестью можно сказать «гениальная») музыка впервые за 110 лет прозвучит так, как ее задумал Стравинский.

Российский национальный молодежный симфонический оркестр и Филипп Чижевский продолжат абонемент «Весь Стравинский» в следующем сезоне; в программе концерта 18 ноября – «Три стихотворения из японской лирики» для сопрано и камерного оркестра, опера «Соловей» и «Весна священная».