Кармен путешествует в Сочи События

Кармен путешествует в Сочи

В Парке науки и искусства «Сириус» завершился фестиваль Sirius Dance Days, задуманный Светланой Захаровой как диалог классического танца и современной хореографии

Известная сатирическая цитата про область балета, где «мы впереди планеты всей», во многом соответствует истине, но прежде всего – в ракурсе академического танца. С современной хореографией ситуация несколько иная: зарубежные школы конкурируют с отечественными мастерами как минимум на равных. Достигнуть лидирующих позиций и здесь – задача амбициозная, но выполнимая, особенно если за нее берется такая звезда русского балета, как Светлана Захарова: современная хореография всегда была в фокусе внимания прославленной примы.

Парк науки и искусства «Сириус», избранный местом проведения фестиваля, как нельзя лучше отвечает концепции хореографического праздника. «Сириус» – это новейший творческий комплекс, место передовое, устремленное в будущее и ориентирующееся на юное поколение креативной элиты страны. В то же время весь авангардный антураж сочетается с консервативным фундаментом, особенно в сфере искусств: в безусловном приоритете здесь классическое в самом высоком смысле этого слова. Так и Sirius Dance Days стал опытом соединения вечно актуальной традиции и устремленной вперед современности; два полюса хореографии мыслятся Светланой Захаровой не как противоположности, а как дополняющее друг друга целое. Не менее важный аспект – открытый при Лицее «Сириус» Центр танца Светланы Захаровой. Его юные воспитанники и воспитанницы стали, наверное, самыми преданными и заинтересованными зрителями фестиваля: пожалуй, уже только ради них стоило задумывать все мероприятие.

Светлана Захарова: Все просто – ​либо зритель хочет увидеть спектакль еще раз, либо нет

На Sirius Dance Days были приглашены три хореографических коллектива, каждый из которых представил двухчастную программу: первое отделение включало развернутую постановку, а второе представляло из себя дивертисмент лучших номеров артистов.  Открывал фестиваль молодой и энергичный «Урал Опера Балет». Антон Пимонов привез из Екатеринбурга один из ярких и наиболее успешных своих проектов – спектакль Brahms Party на музыку вокальных опусов Иоганнеса Брамса. На сцене только мужской кордебалет, одетый по спортивной моде тридцатых годов: демонстрируется полное драйва действо, разворачивающееся вокруг образов юности, весны, силы и азарта. Сюжетного нарратива здесь скорее нет, важнее общее настроение и смысловая игра разных символов. Второе отделение также эксклюзивно представляло современную хореографию: здесь были и рискованный в своей чувственности номер на музыку православных песнопений, и изысканная античная фантазия под звуки «Дельфийских танцовщиц» Дебюсси, и яркая сценка в стиле Чарли Чаплина. В целом вечер наглядно продемонстрировал, что уральский балет сейчас один из лидеров contemporary dance в нашей стране.

Второй вечер фестиваля был отдан балету Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Художественный руководитель балетной труппы Максим Севагин (один из самых молодых балетмейстеров, когда-либо занимавших в нашей стране подобный пост) показал на берегу Черного моря балет «Блум» на музыку Антонина Дворжака. Он очевидно перекликался своими образами вечной цветущей весны с уральским Brahms Party, но стилистически воспринимался более коллажным, с явными цитатами и отсылками к спектаклям таких прославленных хореографов, как, например, Баланчин. Второе отделение стало смотром лучших номеров из спектаклей театра, с акцентом на классический, проверенный временем репертуар.

Кульминацией фестиваля стал третий вечер, подаривший гостям легендарный балет Большого. Сама Светлана Захарова блистала в этот день в главной партии «Кармен-сюиты» Альберто Алонсо. Безусловно, в сознании отечественных меломанов постановка и по сей день прочно ассоциируется с Майей Плисецкой, хотя в долгосрочной перспективе она стала коронной для нескольких звезд русского балета. Однако именно Захарова получила своеобразное «благословение» на роль от Кармен–Плисецкой и таким образом стала словно «первой среди равных». Вероятно, томная атмосфера весеннего взморья придала особую терпкость восприятию этой вечной истории про любовь и ревность. Что же касается дивертисмента – он едва ли нуждается в комментариях. Большой балет – это по-прежнему «наше все»…

В духе актуальных тенденций фестиваль сопровождался насыщенной информационной программой. Впечатлили лекции историка балета Алексея Исайчева, преподающего эту дисциплину в МГАХ. Искусствовед артистично, но фундаментально смог за ограниченное время дать исчерпывающий экскурс в историю мирового и отечественного балета; важно и то, что подача материала была в равной степени ориентирована и на любителей, и на искушенных знатоков. Большой ажиотаж вызвала и творческая встреча со Светланой Захаровой. Прима-балерина поделилась опытом своей жизни и рассказала о работе над ключевыми ролями; балет для нее не только многочасовая «вахта» у станка, но и подлинно философское действо, раскрывающее через образы героев фундаментальные идеи в чем-то намного тоньше, чем традиционный драматический театр.

У Sirius Dance Days амбициозные планы на будущее, связанные с завершением строительства Концертно-театрального комплекса, едва ли не самого технически оснащенного в нашей стране. Пока же фестиваль вынужденно использовал сцену, где невозможно было разместить оркестр (отсюда – фонограммы на протяжении всех вечеров) и затруднена работа с декорациями и светом. Отсюда – предвкушение чуда последующих хореографических праздников, для которых в «Сириусе», можно быть уверенным, создадут все условия. Море, солнце, весна, танец – все вместе кажется рецептом потрясающего коктейля, от которого не откажется даже самый стойкий аскет.