Весенний десант из Уфы События

Весенний десант из Уфы

В Концертном зале имени Чайковского выступил НСО Республики Башкортостан

Этот коллектив открывал 101 сезон Московской филармонии вместе с Денисом Мацуевым. Об этом напомнил в преамбуле ведущий концерта Петр Татарицкий. А под занавес Национальный симфонический оркестр, гордость Республики Башкортостан, привез русскую программу и пригласил выступить в ней Екатерину Мечетину, еще одну звезду российского фортепианного Олимпа.

Идея, предложенная программным директором МГАФ Геннадием Копыловым, оказалась красивой и очень подошла темпераменту башкирских музыкантов, возглавляемых Дмитрием Крюковым. Вечер открыла симфоническая поэма Лядова «Кикимора» – красочное музыкальное сказание. И хотя данный персонаж народного фольклора считается отрицательным, «держащим зло на весь люд честной», но музыка наполнена поэзией, былинным слогом, который чутко передал оркестр.

Второй концерт Рахманинова звучит в период юбилея композитора чуть ли не ежедневно, но и публика, и артисты всякий раз находят в этой великой музыке что-то свое. «Екатерина Мечетина играет его сдержанно по темпу, вслушиваясь в каждый изгиб мелодии. Я бы сказал, что у нее лирический взгляд, – прокомментировал Дмитрий Крюков. – Мы впервые выступаем с этой известной пианисткой и специально готовились к встрече: я нашел и послушал ее записи в интернете, чтобы учесть ее трактовку». Действительно, Екатерина Мечетина, сохранив тревожную энергетику набатного начала, виртуозность пассажей, подчеркнула красоту и мягкость кантиленных эпизодов. Совсем недавно, в Сургуте, она играла прелюдии Рахманинова и комментировала их образный строй, и теперь в КЗЧ вспоминались ее характеристики, касающиеся нежной элегичности и хрупкости лирики Рахманинова. Развернувшаяся эпопея борьбы между демоническим и небесным, между смертью и жизнью окончилась триумфом и утверждением оптимистического настроя.

Екатерина Мечетина

Благодаря серьезной проработке аккомпанемента музыка предстала словно очищенной: в этой многослойной партитуре прослушивались многие линии инструментов, обычно тонущие в звуковом потоке. Диалог рояля и солирующих голосов в коде первой части, к примеру, заставил замереть перед красотой открывшейся картины. Да и весь концерт с точки зрения ансамбля получился великолепно. Мы постепенно привыкаем к фирменному стилю Дмитрия Крюкова, дирижирующего наизусть не только самые сложные оркестровые сочинения, но и сопровождения в концертах, и оттого держащего в поле своего внимания мельчайшие детали. Вызов самому себе, здоровые амбиции и стабильно высокий художественный результат – таков посыл дирижера, который в свои 33 года «сворачивает горы» и берет невероятные высоты.

«Очень культурный, очень настроенный на музыку оркестр, – поделилась в антракте впечатлениями Екатерина Мечетина. – Дирижер – прекрасный профессионал. Я сразу это ощутила уже на первой репетиции. Но сейчас это вроде базис, само собой разумеющееся, и на генеральной репетиции и, особенно, на концерте стало понятно, что он не просто профессионал, а большой музыкант. Учитывая его молодость, уверена, что у него не только чудесное настоящее, но и огромное будущее. Сразу заметила, что Дмитрий дирижирует наизусть – и этот факт вызвал у меня особый восторг. Он не просто владеет профессией, но у него есть душа».

За дирижерским пультом — Дмитрий Крюков

«Весна священная» Стравинского – это уже вызов не только дирижеру, но всему оркестру, лакмусовая бумажка, как говорят сами музыканты, по которой можно судить об уровне коллектива. Дисциплина, прививаемая руководством НСО РБ, стала основой успеха: знаменитые нерегулярные ритмы, резкие темповые сдвиги (вызвавшие 110 лет назад на премьере скандал) осуществлялись пластично и четко, не разваливая общий ансамбль. Башкирские музыканты, с рождения погруженные в звучание национального фольклора, внесли долю этнического колорита в «Весну священную». Учитывая, что сюжет музыки балета Стравинского связан с языческими ритуалами, с архаикой, акцентирование этого аспекта оказалось интересным. Когда же в моменты кульминаций дирижер начинал «подтанцовывать» на подиуме, выжимая из оркестра децибелы, то невольно возникла аналогия со стилем heavy metal – с такой же гиперэкзальтацией и зашкаливающим энергетическим потоком. Зал оценил перфекционизм и эмоциональность музыкантов, наградив действительно громовыми аплодисментами.

Сыграв на бис «Поганый пляс» из балета «Жар-птица», другой культовой партитуры Стравинского, НСО РБ стремительно двинулся на юго-запад, в Оренбург, где уже на следующий вечер коллективу, его главному дирижеру и генеральному директору кларнетисту Артуру Назиуллину предстояло стать хедлайнерами фестиваля «Денис Мацуев представляет. Диалог поколений».