Весенний десант из Уфы События

Весенний десант из Уфы

В Концертном зале имени Чайковского выступил НСО Республики Башкортостан

Этот коллектив открывал 101 сезон Московской филармонии вместе с Денисом Мацуевым. Об этом напомнил в преамбуле ведущий концерта Петр Татарицкий. А под занавес Национальный симфонический оркестр, гордость Республики Башкортостан, привез русскую программу и пригласил выступить в ней Екатерину Мечетину, еще одну звезду российского фортепианного Олимпа.

Идея, предложенная программным директором МГАФ Геннадием Копыловым, оказалась красивой и очень подошла темпераменту башкирских музыкантов, возглавляемых Дмитрием Крюковым. Вечер открыла симфоническая поэма Лядова «Кикимора» – красочное музыкальное сказание. И хотя данный персонаж народного фольклора считается отрицательным, «держащим зло на весь люд честной», но музыка наполнена поэзией, былинным слогом, который чутко передал оркестр.

Второй концерт Рахманинова звучит в период юбилея композитора чуть ли не ежедневно, но и публика, и артисты всякий раз находят в этой великой музыке что-то свое. «Екатерина Мечетина играет его сдержанно по темпу, вслушиваясь в каждый изгиб мелодии. Я бы сказал, что у нее лирический взгляд, – прокомментировал Дмитрий Крюков. – Мы впервые выступаем с этой известной пианисткой и специально готовились к встрече: я нашел и послушал ее записи в интернете, чтобы учесть ее трактовку». Действительно, Екатерина Мечетина, сохранив тревожную энергетику набатного начала, виртуозность пассажей, подчеркнула красоту и мягкость кантиленных эпизодов. Совсем недавно, в Сургуте, она играла прелюдии Рахманинова и комментировала их образный строй, и теперь в КЗЧ вспоминались ее характеристики, касающиеся нежной элегичности и хрупкости лирики Рахманинова. Развернувшаяся эпопея борьбы между демоническим и небесным, между смертью и жизнью окончилась триумфом и утверждением оптимистического настроя.

Екатерина Мечетина

Благодаря серьезной проработке аккомпанемента музыка предстала словно очищенной: в этой многослойной партитуре прослушивались многие линии инструментов, обычно тонущие в звуковом потоке. Диалог рояля и солирующих голосов в коде первой части, к примеру, заставил замереть перед красотой открывшейся картины. Да и весь концерт с точки зрения ансамбля получился великолепно. Мы постепенно привыкаем к фирменному стилю Дмитрия Крюкова, дирижирующего наизусть не только самые сложные оркестровые сочинения, но и сопровождения в концертах, и оттого держащего в поле своего внимания мельчайшие детали. Вызов самому себе, здоровые амбиции и стабильно высокий художественный результат – таков посыл дирижера, который в свои 33 года «сворачивает горы» и берет невероятные высоты.

«Очень культурный, очень настроенный на музыку оркестр, – поделилась в антракте впечатлениями Екатерина Мечетина. – Дирижер – прекрасный профессионал. Я сразу это ощутила уже на первой репетиции. Но сейчас это вроде базис, само собой разумеющееся, и на генеральной репетиции и, особенно, на концерте стало понятно, что он не просто профессионал, а большой музыкант. Учитывая его молодость, уверена, что у него не только чудесное настоящее, но и огромное будущее. Сразу заметила, что Дмитрий дирижирует наизусть – и этот факт вызвал у меня особый восторг. Он не просто владеет профессией, но у него есть душа».

За дирижерским пультом — Дмитрий Крюков

«Весна священная» Стравинского – это уже вызов не только дирижеру, но всему оркестру, лакмусовая бумажка, как говорят сами музыканты, по которой можно судить об уровне коллектива. Дисциплина, прививаемая руководством НСО РБ, стала основой успеха: знаменитые нерегулярные ритмы, резкие темповые сдвиги (вызвавшие 110 лет назад на премьере скандал) осуществлялись пластично и четко, не разваливая общий ансамбль. Башкирские музыканты, с рождения погруженные в звучание национального фольклора, внесли долю этнического колорита в «Весну священную». Учитывая, что сюжет музыки балета Стравинского связан с языческими ритуалами, с архаикой, акцентирование этого аспекта оказалось интересным. Когда же в моменты кульминаций дирижер начинал «подтанцовывать» на подиуме, выжимая из оркестра децибелы, то невольно возникла аналогия со стилем heavy metal – с такой же гиперэкзальтацией и зашкаливающим энергетическим потоком. Зал оценил перфекционизм и эмоциональность музыкантов, наградив действительно громовыми аплодисментами.

Сыграв на бис «Поганый пляс» из балета «Жар-птица», другой культовой партитуры Стравинского, НСО РБ стремительно двинулся на юго-запад, в Оренбург, где уже на следующий вечер коллективу, его главному дирижеру и генеральному директору кларнетисту Артуру Назиуллину предстояло стать хедлайнерами фестиваля «Денис Мацуев представляет. Диалог поколений».

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»