Год назад Музей музыки, в фондах которого сохраняются для истории архивные материалы первых величин в мире музыки – Глинки, Рахманинова, Шостаковича и многих других, обратился к Родиону Щедрину с просьбой о передаче его рукописей. До момента согласия композитора и торжественной церемонии передачи материалов музей располагал лишь образцами творчества раннего периода: например, партитурой балета «Конек-Горбунок».
«Основа для любого музея мира – коллекция. Когда она пополняется, большей радости не существует. В наших архивах хранится большая часть того, чем гордится Россия. Сегодня исторический день – мы пополняем фонды рукописями выдающегося композитора, классика XX-XXI веков Родиона Щедрина, слава которого безгранична. Конечно, к этим материалам будут обращаться исполнители и исследователи, изучая каждую ноту, каждую запятую, почерк и замысел Родиона Константиновича», – сказал со сцены Прокофьевского зала генеральный директор Музея музыки Михаил Брызгалов.
Среди переданных в дар рукописей: «Месса поминовения» для хора a cappella памяти Майи Плисецкой, Вариации на тему Диабелли для фортепиано, а также «хроника» одного из последних сочинений для чтеца и оркестра «Приключения обезьяны» (черновая рукопись с пояснениями, партитура и клавир, написанный от руки). Как рассказала главный редактор «Музыкальной жизни» профессор Московской консерватории и органистка Евгения Кривицкая, Родион Константинович тщательно занимался разбором своего личного архива в процессе подготовки передачи материалов: «Ноты доставлялись в Россию сложными путями из разных стран».
Харизма личности и сила искусства Родиона Щедрина неизменно притягивает людей. Не случайно на торжественной церемонии присутствовало много почетных гостей и почитателей творчества композитора: ректор Московской консерватории Александр Соколов, композитор и генеральный директор Российского музыкального союза Александр Клевицкий, заместитель председателя правления Сбербанка России Ольга Голодец, а также известный музыковед Валентина Холопова – автор фундаментальных исследований, в том числе монографии «Путь по центру. Композитор Родион Щедрин».
Конечно, в этот вечер не могла не прозвучать музыка Родиона Щедрина, которая по статистике на планете звучит практически ежедневно. Камерный хор Московской консерватории с фирменным высоким качеством звучания, с отношением к слову и фразировке исполнил «Вечер замедленный» на стихи Эдуарда Лимонова и «Сцены российской жизни» (вариации для смешанного хора). Предварив исполнение, художественный руководитель коллектива и ректор Хоровой академии имени В. С. Попова Александр Соловьёв поделился со слушателями: «Мы благодарны судьбе, что имеем возможность напрямую общаться с Родионом Константиновичем, задавать ему вопросы, получать не просто ответы, а получать ту жизненную энергию и импульс, которые дают нам возможность ставить перед собой новые маяки». Кроме того, маэстро специально разыскал еще один интересный артефакт – характеристику Щедрина, которую много лет назад подготовила его классный руководитель в хоровом училище: «Одаренный музыкант с отличными пианистическими данными. Абсолютный слух, отличная память. Серьезное и любовное отношение к занятиям способствует отличным успехам юноши по классу фортепиано и теоретическим дисциплинам».
Также в концерте Евгения Кривицкая сыграла на органе вновь обретенное сочинение, до недавнего времени считавшееся утерянным, – «Телеграммы» для органа, музыкально написанные так, что каждый человек, сидящий в зале, включается в процесс интерпретации, домысливая по своим ощущениям контекстный смысл, расставляя в музыкальных образах «знаки препинания».
Сопрано Алена Кузнечикова и пианистка Жанна Жусупова виртуозно исполнили сложнейший вокальный раритет «Три сольфеджио». Ариозо Наташи из первой оперы Щедрина «Не только любовь» представила сопрано Мария Челмакина, которой посчастливилось выйти на одну сцену с прославленной пианисткой Екатериной Мечетиной.
Когда-то Родион Константинович доверил Екатерине Мечетиной первое исполнение Шестого фортепианного концерта, кроме того, она блистательно играет фортепианное переложение «Озорных частушек» и много других фортепианных сочинений композитора. В этот вечер с чутким пониманием стиля Щедрина и его яркого, нестандартного мышления она проиллюстрировала переданные в дар музею Вариации на тему Диабелли, пианистка объявила и сыграла «Дневник» с интересной историей: «Более двадцати лет назад Родион Константинович вручил мне рукопись за три дня до мировой премьеры и сказал, что здесь семь маленьких пьес под названием “Дневник” – если есть силы, разбери и сыграй одну-две. Я была азартная и сыграла весь цикл». Можно только добавить, что музыка Щедрина того стоит!