Национальный филармонический оркестр России в этом году отмечает свое двадцатилетие. О коллективе, его бессменном руководителе Владимире Спивакове и о секретах мастерства Екатерина Охраминская (ЕО) побеседовала с концертмейстером группы виолончелей Петром Гладышем (ПГ).
ЕО 26 мая в Доме музыки у вас состоится необычный концерт. Ансамбль виолончелистов НФОР подготовил интригующую программу.
ПГ Мы с коллегами исполним рок-композиции в собственных аранжировках. Все транскрипции сделаны участниками коллектива: каждый выбирал свои любимые песни и перекладывал их для ансамбля. Музыканты участвуют в подготовке с огромным удовольствием, остаются после репетиций. Могу сказать, что это будет мощно. В программе вы услышите композиции групп Queen, Metallica, Nirvana, Muse, «Кино», «ДДТ», «Автограф», «Парк Горького» и других известных рок-коллективов.
ЕО Выступление на сцене – это всегда живые эмоции; а вот как проходят ваши репетиции со Спиваковым?
ПГ Скажу так: в нашем оркестре все музыканты – определенного уровня. Чтобы с маэстро творить на сцене, нужно из себя что-то представлять. Поэтому на репетициях Владимир Теодорович часто говорит нам: «Ребята, вы же сами это знаете». При этом в основе его идей – уникальная школа Спивакова, его личный творческий путь. Ни от кого другого я не смог бы узнать столько секретов. Делясь ими, маэстро ждет от струнников того звука, каким сыграл бы сам.
ЕО Что это за секреты?
ПГ Например, техника правой руки. Когда вся группа полностью выполняет определенное требование, звук становится именно таким, каким нужно для конкретного образа. Я считаю, что у оркестра НФОР есть свой звук. Благодаря маэстро в нем есть что-то особенное, что отличает наш коллектив от других.
ЕО Это не только слышно, но и видно. Когда смотришь на вашу группу, поражает синхронность движений. И это очень красиво.
ПГ На репетициях мы ищем разные приемы. При этом важно взаимодействие между музыкантами: чтобы все играли в одной части смычка, с одинаковой скоростью. Так можно приблизиться к тому, чтобы десять человек звучали как один. Это не происходит случайно или само собой. Мы за этим следим.
ЕО На чем строится взаимодействие внутри вашей группы?
ПГ Одна из моих основных идей состоит в том, что в первую очередь нужно слушать партнера. Если все десять человек в группе будут доминировать, пытаться всем показать свою правоту, мы будем слышать десять виолончелистов. Чтобы все были как один, необходимо обращать внимание на действия другого и пытаться с ним синхронизироваться. Это мышление из другой позиции. Не на себе сосредотачиваешься, а на партнере.
ЕО У вас не практикуется ротация музыкантов, как например, в оркестре Мариинского театра?
ПГ Нет. Люди привыкают к своим партнерам. Второй концертмейстер нашей группы – заслуженный артист РФ Николай Солонович, человек с большой эмпатией, с невероятным чувством ансамбля. Мы с ним уже как единое целое. Поверьте, это дает очень мощный эффект. В таком случае один плюс один больше, чем два. Это та самая синергия, о которой все говорят. Вдвоем мы можем сделать гораздо больше, чем просто два человека по отдельности. Вдобавок ко всему Николай – человек энциклопедических знаний. Он знает наизусть большинство итальянских опер. Например, мы играем какую-то арию, а он в перерыве рассказывает нам, что здесь происходит, кто и о чем поет. Мы по-другому начинаем играть, понимаете? Интересно же с такими людьми работать!
ЕО Вы с таким теплом говорите о своем коллективе; скажите, а туда можно попасть? Никогда не слышала, что оркестр НФОР набирает музыкантов.
ПГ Действительно, у нас в коллективе текучки нет. Кто-то может в декрет уйти, это жизнь; но вот попасть сюда можно только один раз. На самом деле, мы изучаем музыкантов по стране. И когда возникает возможность, то человеку, которого уже присмотрели, предлагается попробовать. Лично я со всеми кандидатами встречаюсь перед тем, как они попадают сюда. Часто музыканты с каким-то другим опытом не сразу понимают, что нам от них нужно. Я говорю: вот тут попробуйте это, здесь так раскройте. Нельзя сказать, что у нас какой-то закрытый коллектив. Всех, кто нам действительно подходит, мы берем.
ЕО Владимир Спиваков – живая легенда. Когда он выходит к оркестру, у музыкантов буквально загораются глаза. Скажите, за что вы так любите маэстро?
ПГ Во-первых, Владимир Спиваков для нас икона, и работать с ним – огромное счастье. Все мы выросли на его записях, которые до сих пор являются эталоном. Во-вторых, маэстро на высочайшем уровне совместил две профессии: солиста и дирижера. Как музыкант, который тоже играет с оркестром и дирижирует, я понимаю, насколько это сложно. Для этого постоянно нужно держать себя в форме, ежедневно заниматься. В-третьих, Владимир Теодорович – уникальный пример руководителя. Занимая столь высокий пост, имея статус мировой знаменитости, он никогда не ставит себя выше других. Стиль общения маэстро всегда уважительный, без тени превосходства над кем бы то ни было. В одном из его интервью была фраза: «У меня нет подчиненных, у меня есть коллеги». Не зная маэстро близко, можно сказать: любой мог подобным образом ответить. Это не так. Все, что говорит и делает Спиваков, абсолютно искренне.
ЕО Можете ли вы обратиться к маэстро по личному вопросу?
ПГ К Владимиру Теодоровичу можно прийти с любой проблемой. Не бывает такого, что перед этим нужно выстоять очередь у кабинета. Он всегда выслушает и что-то подскажет с высоты своего жизненного опыта.
ЕО Чем лично вам помог Владимир Спиваков?
ПГ Приведу один пример. Как только я начал работать в оркестре, маэстро сказал: «Я хочу, чтобы ты играл на виолончели другого уровня». Он предоставил мне инструмент французской мануфактуры Mirecourt из своей коллекции. И только тогда я понял, что в принципе плохо знал, что такое виолончель. Я даже не подозревал, каким богатством тембровых красок, каким потенциалом обладает инструмент, если он сделан руками настоящего Мастера. Через полгода я обнаружил, что совершенно по-другому стал играть. Этого я маэстро никогда в жизни не забуду. Благодаря ему я колоссально вырос как музыкант.
ЕО Сам Спиваков играет на Страдивари золотого периода?
ПГ Да. Про эту скрипку маэстро всегда рассказывает так, как будто это живой человек. Сетует, что она «забывает» его: стоит не позаниматься всего пару дней, «капризничает», звучит по-другому. И только спустя какое-то время снова его «вспоминает». У таких музыкальных инструментов есть душа. Владимир Теодорович говорит, что скрипка его до сих пор учит.
ЕО А от чего это зависит – наличие души?
ПГ Вы только представьте, сколько людей, мастеров своего дела, переиграли на этих инструментах за сотни лет. И ведь каждый вложил что-то свое. Дерево запоминает каждого из своих владельцев; так складывается нечто метафизическое. Можно сказать, что подобную энергетику имеют только священные книги.
ЕО Вы играете с Владимиром Спиваковым в камерном ансамбле (проект «Час Баха»). На репетициях не ощущается неравенство?
ПГ Нет, что вы. Повторюсь: маэстро относится к нам, своим коллегам, как к равным. Однажды мы вдвоем репетировали трио Шостаковича, а потом он попросил меня послушать сонату Брамса. Представляете, Спиваков дает концерт, а я единственный слушатель? У меня до сих пор мурашки по спине от этого воспоминания. Погружение было до слез. Помните, как в «Крейцеровой сонате»: музыканты, исполняя музыку вдвоем, общались на таком уровне, который был недоступен другим людям. Правда, это настоящее таинство.
ЕО Здесь есть момент большого доверия лично к вам, раз маэстро вас выбрал.
ПГ Очень этим дорожу. Для меня это бесценно.
ЕО Я лично знаю человека, который сказал, что концерты вашего оркестра изменили его жизнь. Как вы думаете, с чем это связано?
ПГ Вы видели, каким маэстро Спиваков выходит после концерта? Весь мокрый выходит, потому что на сцене он выкладывается на сто процентов. Понимаете, недостаточно самому погрузиться в образ, мы же должны его транслировать в публику, в аудиторию. После таких выступлений люди приходят и говорят: «Нашу жизнь изменила музыка». Если артист без остатка отдает себя образу, публике, это действительно оказывает мощнейшее воздействие. Я могу сказать, что в моей жизни тоже были концерты, которые полностью поменяли мое мировоззрение.