Лауреат международных конкурсов сопрано Елена Наказная окончила с отличием Институт современного искусства и Московскую консерваторию в классе профессора В. И. Пьявко. Стажировалась у Л. Бицци, профессора Пармской консерватории имени Арриго Бойто и в Американской академии мастеров оперы «AMAO». Принимала участие в мастер-классах зарубежных вокалистов – А. Винтерсона, Л. Арнер, С. Аллегретты, К. Людвиг, А. Сваба. Оперный репертуар певицы пока невелик. Елена спела Сюзанну, Серпину и Мюзетту, Волхову и Царевну-Лебедь…
«Конек» певицы – камерные произведения русской и зарубежной классики, арии из оперетт и мюзиклов, современная вокальная музыка. В прошлом году Елена начала сотрудничать с крупнейшим рекорд-лейблом России и дистрибьютором музыкального контента United Music Group, где записала свой первый сольный альбом «Чудеса колыбельных», представленный на музыкальных площадках Яндекс.Музыка, Apple Music, BOOM, YouTube, ВКонтакте.
Татьяна Эсаулова (ТЭ) поговорила с Еленой Наказной (ЕН) о том, какими качествами должен обладать современный концертирующий вокалист, чему можно научиться, побывав на мастер-классах известных педагогов, как шла работа над первым сольным диском и многом другом.
ТЭ Елена, что послужило стимулом к созданию проекта «Чудеса колыбельных»? Какие «чудеса» преподнес вам этот вокальный жанр?
ЕН Работа над этим проектом и есть настоящее чудо! Поначалу я просто готовила новую концертную программу для детей и не могла себе даже представить, что этот проект объединит и захватит представителей самых разных областей – культуры, образования, здравоохранения, духовенства и широкой общественности…
В процессе работы над альбомом в студии звукозаписи Владимира Осинского поступило предложение о сотрудничестве с UMG, началась подготовка к презентации, которая состоялась 3 июня 2022 года в конференц-зале Клинического госпиталя MD GROUP для беременных, молодых мам, малышей и врачей этого учреждения. Идею последующих благотворительных концертов поддержала Русская Православная Церковь, Православное Палестинское Общество и Поволжская академия образования и искусств г. Тольятти. Конечно, по своей сути этот проект не уникален – подобные альбомы с колыбельными для детей уже существуют в разных интерпретациях, но сейчас пришло время, когда духовно-нравственное воспитание детей, что называется, в тренде, и наконец-то стали возрождаться добрые семейные традиции.
ТЭ Альбом включает восемнадцать композиций. Расскажите, как выбирали, ведь колыбельных великое множество?
ЕН Было очень непросто. Выбирала сердцем. Много времени провела в Ленинке. В первоначальный список вошло сто произведений. Нашла, к примеру, в сборнике Николая Черепнина «Фейные сказки» малоизвестную, достаточно сложную для исполнения, но сказочно красивую «Колыбельную песню».
Несмотря на простоту музыкального содержания, часто находишь в этом «нежном жанре» много интересного. Мне очень повезло с моим концертмейстером Ириной Оржеховской, имеющей вокальное образование, которое позволяет чувствовать певца, как говорится, «на кончиках пальцев». Могу сказать, что это наш совместный проект.
ТЭ Что посоветуете родителям, которые захотят дать послушать своим детям спетые вами колыбельные?
ЕН Пусть они подумают не только о том, чтобы ребенок побыстрее заснул и освободил их от забот. Благотворное влияние классической музыки неоспоримо, и именно в младенчестве (и даже еще до рождения ребенка) формируются его музыкальные способности, тяга к прекрасному и хороший вкус. Нужно непременно познакомить своего кроху с этим музыкальным волшебством.
ТЭ А как вы считаете, кто должен первым распознать музыкальные способности малыша – родители или опытные педагоги-профессионалы?
ЕН Сейчас принято учить музыке с трех-четырех лет. Это правильно. В таком возрасте у родителей больше шансов раньше увидеть талант малыша и заинтересоваться его развитием. А опытный педагог поможет им в этом.
ТЭ Расскажите о вашем педагоге – народном артисте СССР Владиславе Ивановиче Пьявко.
ЕН Конечно же, учиться у такого мастера – большое счастье и творческая удача, уникальный приобретенный исполнительский опыт. Расскажу вам одну мистическую историю. Всякий раз, когда мы занимались в зале, где находится портрет великой Ирины Константиновны Архиповой, в случае, если я ошибалась, портрет будто оживал, и я ощущала на себе грозный взгляд певицы. И напротив, когда все получалось, она одобрительно улыбалась. Что удивительно, эти моменты улавливал и мой концертмейстер тоже (смеется).
Всякий раз, когда мы занимались в зале, где находится портрет великой Ирины Константиновны Архиповой, в случае, если я ошибалась, портрет будто оживал, и я ощущала на себе грозный взгляд певицы. И напротив, когда все получалось, она одобрительно улыбалась.
ТЭ Что дала вам ведущая консерватория мира?
ЕН В Московской консерватории умеют искать и находить ключики, помогающие молодому вокалисту познать тайны мастерства и раскрыть его талант. Как и в балете (да и в профессиональном спорте), оперному пению невозможно научиться одним лишь кропотливым трудом, необходимы особые природные данные, которые годами совершенствуются. Педагоги консерватории – ювелиры своего дела – помогают в этом трудном пути. Но скажу честно, мне встречались разные преподаватели, были и такие, кто упорно не раскрывал свои профессиональные секреты и любил лишь критику. И это тоже хороший опыт!
ТЭ О каких оперных героинях вы мечтали в годы учебы?
ЕН Многие студентки вначале пути весьма амбициозны и стремятся к страстным, драматическим образам – Виолетты, Нормы, Лючии ди Ламмермур… Я тоже не избежала этого, мне также хотелось их спеть (смеется), но все надо осваивать постепенно.
ТЭ А сейчас какая партия в приоритете?
ЕН На данном этапе моя заветная мечта – Марфа из «Царской невесты» Римского-Корсакова.
ТЭ Как работаете над образом?
ЕН Чтобы открыть внутренний мир оперной героини, ее мысли и чувствования, читаю литературный первоисточник. А еще мне очень помогают труды Станиславского.
ТЭ Мастер-классы зарубежных коучей… Чьи уроки больше всего запомнились?
ЕН Отвечу не задумываясь: это Криста Людвиг. Ее работа со мной над камерными сочинениями Шуберта и Шумана незабываема, для меня это большой профессиональный опыт. Как точно она находила нужные образы и учила выстраивать ассоциативный ряд!..
ТЭ Вы принимали участие в различных вокальных конкурсах. Согласитесь, конкурс (а тем более вокальный) – это отчасти лотерея. Как считаете, от чего все-таки в большей степени зависит победа?
ЕН Да, конкурс – это лотерея. Но я вас удивлю, сказав, что многое зависит от того, с именем какого педагога ты связан. Если он, что называется, в «тусовке» и у него нет ни с кем конфликтов, это помогает…
ТЭ Какое оперное произведение назовете самым любимым, какая современная оперная постановка произвела на вас наибольшее впечатление?
ЕН Моя любимая опера – «Джанни Скикки» Пуччини, да, наверное, и все оперы этого выдающегося композитора.
Из современных оперных постановок отмечу состоявшуюся в 2022 году премьеру оперы «Лоэнгрин» Вагнера на Исторической сцене Большого театра.
ТЭ Назовите те профессиональные качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать современный концертирующий вокалист.
ЕН Тенденции современной культуры таковы, что оперное искусство сейчас во многом подчинено системе масс-медиа. Одно только прекрасное пение не способно удивить и удовлетворить вкусы современной публики. От вокалиста, помимо роскошного голоса и актерского мастерства, требуется многое. Чтобы успешно монетизировать свой талант, современная вокалистка должна обладать замечательными внешними данными (может быть, данными фотомодели), яркой харизмой, иметь тонкую интуицию и хороший вкус. А стрессоустойчивость, коммуникабельность и психологическая подготовка обеспечат творческое долголетие. Наверное, сейчас необходимо уметь все делать быстро, а главное – смело! Время быстротечно, и завтра твоя идея уже, может быть, покажется никому не интересной. Надо жить так, будто тебе именно здесь и сейчас этот шанс предоставлен!..
ТЭ Над чем сейчас работаете?
ЕН Готовлюсь к записи еще одного альбома, который будет полностью посвящен женским образам в русской опере.