От света к мраку События

От света к мраку

Александр Сладковский и Денис Мацуев представили музыку Рахманинова и Чайковского на фестивале «Белая сирень»

В Казани проходит международный рахманиновский фестиваль, который за двенадцать лет своего существования стал крупнейшим событием в культурной жизни страны. Каждый год Александр Сладковский приглашает именитых артистов и молодых звезд исполнительского искусства, чтобы совершить приношение Сергею Рахманинову – одному из его любимых композиторов, в музыке которого, по словам маэстро, «вся жизнь: и слезы, и радость, и печаль, и величие, и скорбь, и, конечно, Восток». Эта просветительская миссия дирижеру и Государственному академическому симфоническому оркестру Республики Татарстан, его подопечным, неизменно удается, о чем свидетельствует тот факт, что за организацию фестиваля маэстро Сладковский в 2019 году был удостоен международной премии имени Рахманинова. Стало уже привычным, что в мае – июне Казань наполняется прибывающими гостями, совмещающими туризм с посещением Большого концертного зала имени С. Сайдашева, и… ароматом сирени. Несколько лет назад на одном из фестивалей неподалеку, на площади Свободы, высаживали целую аллею – увы, эта идея не прижилась. Но сегодня ее, кажется, своеобразно возрождают слушатели. На концерт-кульминацию XII фестиваля многие приходили с трогательными букетиками белой сирени, большая часть которой досталась всенародному любимцу, человеку, который и задумал с маэстро Сладковским этот музыкальный праздник, – Денису Мацуеву.

В беседе с журналистами Александр Сладковский признался, что «когда Денис Леонидович приезжает к нам», для него это самое главное событие года. Их творческий тандем сложился достаточно давно, а на фестивале «Белая сирень», совпавшем в этот раз с 150-летием Рахманинова, лишь укрепился. Нет необходимости пояснять, сколько энергии и сил – исполнительских и организационных – Мацуев отдает тому, чтобы наследие великого русского композитора продолжало жить сейчас (Рахманиновский конкурс тому пример). Эту же цель преследует и маэстро Сладковский. В августе 2020 года ГАСО РТ осуществил запись симфонических произведений Рахманинова на лейбле Sony Classical, а в период празднования юбилея Сергея Васильевича выпустил винил с его поздними симфоническими опусами и дал концерты в Москве и Сочи. На фестивале «Белая сирень» Сладковский и Мацуев решили порадовать публику (сидевшую не только в зале, но и на ступеньках в проходе) «хитовым хитом» юбиляра – Третьим фортепианным концертом. На вопрос о том, где он находит в себе силы каждый раз искать новые грани в этой музыке, Мацуев признался, что ему помогает партнер по сцене, который вдохновляет: «Мы заряжаемся друг от друга». С Александром Сладковским и Госоркестром Республики Татарстан «химия» возникла с первых же до боли знакомых звуков рахманиновского концерта. Непринужденная, словно импровизационная манера игры Мацуева органично соединилась с романтическим темпераментом, взволнованностью оркестра. Казалось бы, что еще можно обнаружить в этом невероятно часто исполняемом цикле, который ГАСО РТ представлял десятки раз (а сколько раз Мацуев – и сосчитать трудно), но Сладковский сумел расставить оригинальные акценты в партитуре Рахманинова. К примеру, в первой части обратили на себя внимание фанфары медных, которые по мере развития стали едва ли не темой фатума, как в симфониях Чайковского, отчего характер концерта и та самая идея «тоски по родине» приобрели новые смыслы. А в финале Госоркестр Республики Татарстан и вовсе устроил головокружительную лихую скачку, к которой с присущей ему энергией присоединился Денис Мацуев. В целом это звучало если ли не по-мефистофельски зловеще, то с лихим заделом, отсылая в XX век и к рахманиновским «Симфоническим танцам».

В качестве подарка Рахманинову Александр Сладковский приготовил Шестую симфонию Чайковского. Таким образом, на концерте случился еще один творческий тандем: самый главный русский композитор и продолжатель его традиций, фактически ученик. С музыкой Чайковского у ГАСО РТ сложились по-настоящему любовные отношения: коллектив не просто неоднократно исполняет его произведения, но и записал все симфонии и инструментальные концерты, приурочив выход бокс-сета к 180-летию со дня рождения Петра Ильича. Шестая симфония там представлена по-настоящему грандиозно, однако ни одна запись, естественно, не сравнится с «живым» звучанием. На фестивале «Белая сирень» этот трагический цикл, «лебединая песнь» композитора, развернулся в эпическом эсхатологическом ключе, близком концепции симфоний Малера. Маэстро Сладковский выстроил четыре части «Патетической» как четыре состояния человека, как изначально и мыслил Чайковский (порыв, любовь, разочарование, замирание), особо выделив лирические страстные темы, которые оркестр доводил до такого эмоционального накала, от которого в буквальном смысле переворачивало душу. В первой части, начинающейся с приглушенно-мрачной темы фагота и низких струнных, Госоркестр Республики Татарстан чуть ли не на одном дыхании, легко провел основную трепетную тему для того, чтобы усилить контраст с симфонической бурей в разработке, где медные духовые заполняли акустику зала, едва ли не поглощая в свое звучание. После изящного вальса и маршевой бравурной третьей части финал Шестой симфонии запечатлел в себе все те отчаяние, боль, безнадежность, сквозившие на протяжении этого драматического повествования. Удивительно, но ГАСО РТ под управлением Александра Сладковского смог сделать так, что каждый сидевший в зале смог это прочувствовать и пропустить через себя – не как прощание Чайковского с миром, а как свою, личную историю.