Все мы стареем… Внеклассное чтение

Все мы стареем…

Вспоминая Лорина Маазеля

Кто деньги платит — тот и музыку заказывает! В справедливости этой поговорки я еще раз убедился, когда впервые приехал в Зальцбург. Знаменитому фестивалю грех жаловаться на бедность, вот и съезжаются в летние месяцы в маленький городишко с большим именем все самые лучшие, самые высокооплачиваемые артисты. Есть выражение «глаза разбегаются» — в Зальцбурге в то лето «разбегались» уши: здесь дирижировали Зубин Мета, Сейджи Озава, Георг Шолти, Риккардо Мути, Лорин Маазель. С первыми тремя мне уже посчастливилось раньше лично познакомиться, они были на наших лидерабендах с Сергеем Лейферкусом и, как говорится, слушали меня «в деле» (раньше агенты работали активнее — они старались организовать певцам сольные концерты в свободные дни между спектаклями, и дирижеры «от нечего делать» приходили подивиться на своих солистов). А вот с Mаазелем я лично знаком не был, хотя еще ребенком попал под чары его гения.

В то зальцбургское лето 1996 года я изменил свое представление о музыкальных «главнокомандующих», о дирижерах: я полагал, что великие сконцентрированы исключительно на себе, и деятельность коллег их мало интересует. Ан нет! Элегантный Мути с красным шарфом восседал на репетициях Шолти, а тот, в свою очередь, «не гнушался» спектаклями Mаазеля!

Тогда я сделал и еще одно открытие: оркестры на Западе значительно более независимы и самостоятельны в своем самоощущении, чем музыкальные коллективы моего русского прошлого. Все четверо титанов дирижерской профессии, становясь за пульт Wiener Philharmoniker (а Зальцбургский фестиваль — музыкальная вотчина этого коллектива), начинали репетицию со слов благодарности за возможность дирижировать этим великим оркестром! Возможно, и наши, русские оркестры в мое время хотели бы бóльшего уважения и самоопределения, но, как говорится в анекдоте про слона, «съесть-то он съест, но кто ему даст?!». О демократических свободах в оркестре Мравинского, к примеру, и мечтать никто не смел: там царил тоталитарный режим, да и только!

Золотая середина — категория философских трактатов и несбыточная мечта из утопических романов, к сожалению, ничего общего с реальной жизнью не имеет. Надеяться хоть на маленький шажок-отступление от своей власти у жестких дирижеров-диктаторов времен моей молодости было бы так же нереально, как ожидать от сегодняшних оркестрантов, получивших демократические свободы, их разумного использования. Волюнтаризм и вышедшая из-под контроля демократия — два противоположных полюса, но оба в равной мере отвратительны в шабаше своего разгула.

Среди историй, услышанных еще в детстве, вспоминается одна — о том, как замечательный дирижер Александр Гаук, возглавлявший в 1930-е годы оркестр Ленинградской филармонии, решил «кинуть кость»: приобщить оркестрантов к выбору их новых коллег на объявленном конкурсе на замещение вакантных должностей. Страсти кипели, члены комиссии спорили до хрипоты и, наконец, принесли Гауку список выбранных новобранцев. Дирижер был краток: «Я благодарю вас за проделанную работу, а возьмем мы следующих музыкантов: …» Его список кардинально отличался от желания оркестра!

Обратная крайность — разнузданный беспредел поведения сегодняшних оркестров на Западе. Против него бессильны и дирижеры, и руководство театров. Дирекция Мет в Нью-Йорке воистину благодарила бога за ниспосланную на Землю пандемию коронавируса. Появился единственный шанс уволить неувольняемых и ненаказуемых! Забастовки оркестра и хора в день премьерных спектаклей, отказ репетировать генеральную хоть пять минут дольше, и многое, многое другое, что происходит сегодня при поддержке мощных профсоюзов, делает художественную жизнь коллективов нелегкой. В этом мне видится отражение общих тенденций развития общества, в котором добившаяся вседозволенности демократия становится агрессивной.

Диктатура — туда, демократия — сюда, но оркестранты, «лабухи» (как они зовутся на музыкантском жаргоне) во всем мире одинаковы. Когда наш Заслуженный коллектив Республики Симфонический оркестр Ленинградской филармонии (сокращенно ЗКР) приехал в Западный Берлин и музыканты Мравинского встретились с коллегами из оркестра Караяна, рассказывали, что между ними состоялся примерно такой разговор:

— Какие вы счастливцы — вы работаете с Караяном!

— Ах, оставьте, он дутая фигура! Это вы счастливцы — вы работаете с Мравинским!

Как говорится, комментарии излишни…

Но вернусь к истории моей первой встречи с Маазелем.

Маэстро четырнадцати лет

В детстве я был «сыном полка», но не армейского, а музыкантского, точнее, уже вышеупомянутого ЗКР. Мой дядя, Роман Кадин, был замечательным скрипачом. Сольная карьера у него не сложилась, ибо грянула война и он был призван на фронт. Вернувшись, он занял место концертмейстера второго филармонического оркестра, а вскоре перешел концертмейстером вторых скрипок в «главный» коллектив — к Мравинскому. На всю жизнь я сохраню благодарность дяде — почти каждый день он «таскал» меня на репетиции оркестра. Я занимал место на хорах и внимал чуду. А тогда это действительно было чудом: под руководством Мравинского оркестр по справедливости слыл одним из лучших в мире. А еще я понял, что в музыке, чтобы быть лучше других, надо заниматься больше остальных. Мравинский держал оркестр в ежовых рукавицах. Он, будучи полновластным хозяином, мог назначить перед концертом столько репетиций, сколько ему заблагорассудится. Никому из дирижеров-гостей он (кстати, как и Караян) не давал перед выступлениями так много репетиций и такой многочисленный по количеству музыкантов оркестр, как практиковал он сам. Вот и звучал его оркестр совсем иначе, чем у других.

Задолго до первой репетиции «хозяина» музыканты по собственной инициативе (!) начинали репетировать по группам, так что к первой встрече с Мастером они играли практически наизусть. Первоклассные инструменталисты, тем не менее они не были застрахованы от так называемого «катапультирования», когда маэстро мог потребовать каждого отдельно сыграть свою партию. Так что уважение и труд были помножены на страх. Казалось, лучше сыграть было уже невозможно, но Мравинский все повторял и повторял, добиваясь желанного качества. Были случаи, когда записи оркестра, предназначенные для выпуска грампластинок, Евгений Александрович, будучи не удовлетворенным, «зарубал», и вся работа шла насмарку. Когда Мравинский выходил к оркестру, музыканты автоматически садились на краешек стула — это была демонстрация внимания и готовности следовать за дирижерской палочкой, за любым взглядом и жестом Евгения Александровича.

Зато, когда перед оркестром появлялись другие, приглашенные дирижеры, все уютно облокачивались на спинки стульев, и так, полулежа, музицировали с гостем.

Однажды дядя взял меня на репетицию никому не известного молодого дирижера по имени Лорин Маазель. В программе концерта стояли Первая симфония Сибелиуса и Третья Брамса.

Серебряная палочка — награда за мастерство

В то время, кроме музыки, я был очень увлечен фотографией и, сложив все деньги, подаренные мне на дни рождения и Новый год, наконец, стал счастливым обладателем фотокамеры «Зенит Е» за 67 рублей (помню это как сейчас!). Чтобы мой фотоаппарат выглядел еще презентабельнее, я купил и пластмассовую бленду. Бленда — это такая пластмассовая «нахлобучка», которая надевается на переднюю часть объектива и блокирует прямое попадание солнечного света. Кроме того, она помогает защитить объектив от случайных повреждений. Как вы понимаете, в зал филармонии солнечные лучи не проникали, и забивать аппаратом гвозди я не собирался, но тем не менее бленду одел.

Репетиция началась с Третьей Брамса. Вдруг произошло чудо: оркестр, как по мановению волшебной палочки, «проснулся», и из полулежачего состояния музыканты «выдвинулись» на кончики стульев. Я стал свидетелем фейерверка эмоций и демонстрации феноменальной дирижерской техники. Словно притянутый музыкой, я нагнулся над оркестром. В этот момент проклятая бленда сорвалась с объектива и упала в раструб тубы (я сидел над группой медных духовых). Маазель посмотрел, не понимая, что же там произошло, но оркестр не остановил. Тубист бросил зверский взгляд наверх и, готовый в этот момент убить меня, показал кулак, а затем, вынув бленду из инструмента, снова раздул щеки.

Эта репетиция навсегда запечатлелась для меня в памяти как музыкальное откровение, как волшебство. Молодой черноволосый дирижер заворожил оркестр и меня, и я не пропустил ни одной оставшейся репетиции, а в день концерта, выклянчив у дяди входной билет, пришел и на вечернее выступление. Память доныне хранит интерпретацию Маазеля в мельчайших подробностях — больше никогда я не слышал эту симфонию Брамса так вдохновенно исполненной!

Поговорка «слухами земля полнится» как нельзя лучше характеризует реакцию столичных меломанов на первый приезд Лорина Маазеля в СССР. В 1963 году в Москве он дал четыре концерта. Первый из них прошел при полупустом зале. На оставшиеся три билеты в одночасье были проданы подчистую.

Летом 1996-го Лорин Маазель дирижировал в Зальцбурге «Электрой» Штрауса. Я ходил на репетиции. Меня поразило то, что, прекрасно осознавая вокальную сложность музыки Штрауса, он неукоснительно требовал от всех певцов работы в полный голос, придирчиво полируя интонацию, выстраивая фразы. Лишь исполнительница главной роли, Хильдегард Беренс, была «помилована»: незадолго до этого она исполняла с Маазелем эту оперу, и за их спиной был целый ряд совместных спектаклей. Так что Беренс вплоть до первого оркестрового прогона было дозволено «маркировать».

На премьере я не был — в этот вечер у меня самого был концерт, но приглашением на премьерный ужин воспользовался. Праздновали в уютном ресторанчике за чертой города. Я появился, когда главные речи уже отзвучали и все предались кулинарным наслаждениям. Возле интенданта фестиваля сидела жена Маазеля, а сам маэстро возле нее. Стул с другой стороны был свободен — видимо, кто-то из городских функционеров покинул банкет, не дожидаясь конца. Мне посчастливилось, и, так как все остальные места за этим столом были заняты, меня посадили возле триумфатора вечера.

Вечером с этих мест публика будет рукоплескать маэстро

Я поздравил его, извинившись, что из-за своего концерта я не был на спектакле. «Уважительная причина! Именно поэтому же я сегодня не попал на ваш концерт!» — пошутил маэстро. А позже, уже за едой, я поведал Маазелю запечатлевшиеся в детской памяти воспоминания о его концерте в Ленинграде, о его незабвенной интерпретации Третьей Брамса и о злосчастной бленде, свалившейся в тубу. Посмеявшись, дирижер поставил на стол бокал, задумался, и вдруг неожиданно сказал: «Все мы стареем!»

…Через день я пришел на второй спектакль «Электры» и по окончании, зайдя в дирижерскую артистическую поблагодарить Маазеля за наслаждение, возразил сказанному им в премьерный вечер: «Маэстро, вы так же молоды, как и тогда, в Большом зале филармонии, вы не постарели ни на один день, и годы не властны над вашим искусством. Оно живет в душах тысяч людей, кому посчастливилось хоть раз вас услышать, и маленький мальчик из Ленинграда пронес в сердце через всю жизнь чудо, подаренное вами в те незабываемые дни. Спасибо!»

Групповой портрет в рамке воспоминаний Внеклассное чтение

Групповой портрет в рамке воспоминаний

О преподавателях кафедры фортепиано Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова

Сколько было зайцев? Внеклассное чтение

Сколько было зайцев?

«Князь Игорь» Бородина как медицинская концепция

Жизнь артиста Внеклассное чтение

Жизнь артиста

Посвящение вагнеровским тенорам (окончание) Внеклассное чтение

Посвящение вагнеровским тенорам (окончание)