В этом году фестиваль охватил чуть ли не всю страну: «маршрут построен» в 22 города! Концерты уже прошли в Краснодаре, Ульяновске, Оренбурге, Туле и не только. Впереди – Самара, Улан-Удэ, Новосибирск, Барнаул, Кемерово.
Уфа появилась на фестивальной карте впервые, и далеко не случайно. У Дениса Мацуева на то было несколько причин: прежде всего, он первый раз побывал здесь еще тридцать лет назад, будучи стипендиатом фонда «Новые имена». С тех пор столица Башкирии для Дениса Мацуева – город особый, да и сам фонд, который он теперь возглавляет, стал одним из важных участников программы. Например, в Уфе провели мастер-классы, здесь выступили стипендиаты «Новых имен». Причина номер два: «замечательный оркестр, с которым мы открывали сезон в Московской филармонии», – сказал пианист, имея в виду Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан, сопровождавший три фестивальных концерта из четырех.
Вообще, у этого проекта интересная концепция. С одной стороны – серьезная команда солистов разных поколений, которую привез Денис Мацуев. Это маститые артисты: виолончелисты Нарек Ахназарян и Борислав Струлёв, солистка Мариинского театра Мария Баянкина, скрипач Павел Милюков, домристка Екатерина Мочалова, джазовые музыканты Андрей Иванов (контрабас) и Александр Зингер (перкуссия), кларнетист Артур Назиуллин (по совместительству – генеральный директор НСО РБ). А также их молодые и даже совсем юные коллеги: саксофонистка Софья Тюрина, трубач Александр Рублёв, скрипач Даниил Бессонов, пианисты – Иван Бессонов (брат Даниила), Константин Хачикян (оба – лауреаты Конкурса имени Рахманинова, 2022) и двенадцатилетний Лев Бакиров, победитель Юношеского конкурса пианистов имени Рахманинова (2023).
С другой стороны – Национальный оркестр Башкортостана, которому в данном случае выпала роль аккомпанирующего коллектива. Вот и получается: команда солистов vs оркестр, кто кого? Вопрос не праздный, потому что оркестровый аккомпанемент, как известно, искусство особое, не всем подвластное и не всеми любимое. Но в данном случае было удивительное единомыслие, оркестр и солисты совпадали идеально. Даже в непростых ситуациях: например, когда Даниил Бессонов исполнил «Куплеты Мефистофеля» – самый яркий фрагмент Блестящей фантазии Венявского на темы «Фауста» Гуно – медленнее, чем обычно, полагаю, никто этого и не заметил – настолько естественно, а главное zusammen, синхронно все прозвучало. Я поинтересовалась у главного дирижера НСО Дмитрия Крюкова, как ему это удалось, ответ был кратким: «Я просто иду за солистом». Наверное, поэтому с Крюковым солисты так любят играть.
Фестиваль посвящен 150-летию Сергея Рахманинова, и дух композитора почти зримо витал под сводами концертного зала «Башкортостан», ведь почти каждый вечер звучала его музыка. На открытии Денис Мацуев сыграл свой любимый Третий концерт, Мария Баянкина спела три романса и Вокализ, далее в афише были часть виолончельной сонаты Рахманинова (Болеслав Струлёв) и Второй концерт (Иван Бессонов). Однако репертуарный диапазон афиши был куда шире: звучали произведения Чайковского и Гершвина, Бруха и Шумана, Паганини и Шнитке. Добавим к этому джазовые импровизации в концерте «Денис Мацуев и друзья» с участием почти всех заявленных инструментов: домры, трубы, кларнета, саксофона, контрабаса с ударными и, само собой, рояля, за которым сидел сам хедлайнер фестиваля.
Четырехдневный блиц вызвал громадный интерес в Уфе, и это, пожалуй, его главный итог. В тысячном зале были неизменные аншлаги, билеты на все концерты продали за месяц до события. Впрочем, неудивительно: Уфа – город-миллионник с сильными музыкальными традициями. Здесь начинали карьеру Федор Шаляпин и Рудольф Нуреев, здесь родились наши звездные современники – певцы Ильдар и Аскар Абдразаковы, Диляра Идрисова. Конечно, публику как магнитом притягивает имя ее любимца Дениса Мацуева, ну и Национальный симфонический оркестр Башкортостана тоже уже завоевал свою аудиторию. Коллективу всего тридцать лет, но заговорили о нем недавно, в последние несколько сезонов, когда оркестр возглавили директор Артур Назиуллин и главный дирижер Дмитрий Крюков. Это люди одного поколения – им чуть более тридцати, одной школы – учились в Музыкальном училище при Московской консерватории, где и познакомились, потом оба поступили в консерваторию. Став в 2018 году директором оркестра, Артур понял, что ему нужен озаренный, работоспособный и талантливый дирижер. Все эти качества он нашел в Дмитрии. Засучив рукава, тандем принялся за работу, плоды которой сегодня видны всем. Например, Денис Мацуев в день открытия фестиваля сказал, что с первого общения был поражен энергетикой оркестра, желанием сотворчества: «Я завожусь от таких коллективов в хорошем смысле слова». Денис вообще считает, что «надо больше смотреть на то, что происходит в регионах, ведь не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Екатеринбурге, Татарстане, Нижнем Новгороде, Уфе работают высококлассные коллективы».
Сегодня уфимские музыканты проводят масштабные гастроли по стране (только в этом году – города Татарстана, Оренбург, Москва), выступают с лучшими солистами (Денис Мацуев, Александр Князев, Екатерина Мечетина, Андрей Коробейников), организовали у себя дома несколько фестивалей (например, декабрьский зимний фестиваль) и абонементов (один из них так и называется: «Артур Назиуллин и Дмитрий Крюков приглашают»). Оркестр считается визитной карточкой республики, пользуется поддержкой ее главы. Думаю, молодые амбициозные руководители пойдут дальше: наладят звукозапись своего все расширяющегося репертуара, а может быть, и создадут звукозаписывающий лейбл. Единственное «но» во всей этой истории – ГКЗ «Башкортостан», главный зал столицы республики, база оркестра. Спору нет, зал этот комфортный, красивый, но, к сожалению, требующий микрофонной подзвучки. Вполне возможно, если провести акустическую реконструкцию, его можно превратить в прекрасную концертную площадку. Так или иначе, но хочется пожелать, чтобы у этого города и этого оркестра появился настоящий акустический зал. Как говорится, они этого достойны.