27 мая на сцене древнего собора Калининграда развернулся масштабный спектакль, посвященный героическим страницам отечественной истории. Свой сценарий Петр Татарицкий построил на контрастах сюжетных линий, объединенных темой России — слова Гоголя в прологе «Куда летишь, ты, Русь» — обозначили гражданский вектор постановки, продолженный стихами Есенина «Гой ты, Русь моя родная» и завершенный в конце замечательными строками нашего современника Николая Денисова: «Русские тени: Пушкин, Есенин, Чехов, Толстой! Первопроходцы душой осветили землю отцов… А полководцы её защитили от грозных врагов. Древняя Русь будоражит умы! Славное было, Великое будет! Там, где сплетаются судьбы, встаёт Русский Мир!».
Тема России прошла пунктиром и в музыке: в по-прежнему пробирающему до дрожи прокофьевскому призыву «Вставайте, люди русские», в лирической песне «Россия начинается в тебе» молодого автора Петра Корягина, трогательно спетой юной солисткой-школьницей Марьяной Гаджибековой, и в его же хоровой оде «Твоя Великая Россия», рождающей чувство соборности, сплоченности и гордости. Образ России у каждого свой. И музыка давала полет воображению: колокольная в Прелюдии до-диез минор Рахманинова, торжественно-величавая в Арии Кутузова из оперы «Война и мир» Прокофьева, светлейшая — в хоре девушек из оперы «Князь Игорь» Бородина.
Калейдоскоп эпизодов сложился в стройное повествование: по воле авторов зрители, заполнившие Собор, пережили смутные времена, объединились в полки под предводительством Минина и Пожарского, выиграли все битвы с Александром Невским и Петром Первым, воспев создание Петербурга, произошедшее 320 лет назад!
Центральной частью концерта-спектакля стали фрагменты из музыкальной саги композитора Лоры Квинт «Русский бал на четыре столетия», куда были вплетены отрывки из пьесы Булгакова «Минин и Пожарский». Прекрасный выбор актерского состава обеспечил убедительность и талантливость воплощения образов. Благодарными овациями были награждены работы приглашенного солиста Большого театра, солиста Нижегородского театр оперы и балета Олега Федоненко (Кузьма Минин), солиста Большого театра Родиона Паульса (спевшего и сыгравшего сразу три роли — Кутузова, отца Авраамия и Петра Первого). Специальный гость программы — заслуженный артист России, актер, поэт Николай Денисов вышел в роли князя Пожарского в своей собственной пьесе, легшей в основу саги «Русский бал на четыре столетия». Внутреннее благородство, стать — Николай Денисов был безупречен в своей актерской игре.
Постановка была осуществлена в сотрудничестве с калининградскими творческими силами. Солисты Балтийского Казачьего хора — Анастасия Сурта, Анна Бобровская, Дмитрий Прокопенко — с энтузиазмом репетировали и создали яркие трактовки своих персонажей. Разнообразный репертуар и творческие задачи были освоены сводным молодежным хором Калининграда и Детским хором «Радость» ДМШ имени Глиэра под управлением Евгении Синиченковой: в хорах Щедрина и Екимова музыканты показали умение петь сложную по языку современную музыку, а участие в эпизодах из саги «Русский бал на четыре столетия» дало возможность раскрыться певцам как театральным артистам, которые перевоплощались то в бравую дружину, то в крестьян XVII века. На высоте был Калининградский симфонический оркестр, за пультом которого в этой постановке был Михаил Кирхгофф: он чутко аккомпанировал, держал пульс в ансамблевых сценах, был профессионален, собран, артистичен. А концертмейстер оркестра Ольга Барахова (скрипка) поэтично солировала в Анданте Глиэра из балета «Медный всадник».
В Кафедральном соборе Калининграда установлен самый большой орган в России: его регистрами и мануалами управляла Евгения Кривицкая — профессор Московской консерватории, автор идеи проекта «Рожденные Россией»: «Мне хотелось показать все богатство возможностей этого уникального инструмента, позволяющего добиться когда нужно громоподобного звука либо тишайшего, имеющего в своей палитре и очень мягкие и нежные тембры». Пьесы для органа в этой программе — аранжировки известных симфонических партитур, и одним из впечатляющих моментов стало исполнение Евгенией Кривицкой «Танца рыцарей» Прокофьева в сопровождение видеофрагмента из фильма «Александр Невский». Получилось идеальное совпадение «картинки» и музыки.
Главных аплодисментов заслужил Петр Татарицкий, выступивший в этом действе не только как сценарист, но и режиссер, сумевший в кратчайшие сроки собрать всех участников, подчинить своей воле и создать динамично смотрящийся спектакль. Он также сгенерировал концепцию оригинального визуального оформления — заставки с портретами композиторов, писателей, поэтов, исторических личностей — всех тех героев, кто рождены Россией. Как актер, он сразил темпераментом, богатством интонаций и вложенных смыслов, исполняя «Завещание» Гоголя, «Молитву» Зиновьева, стихи Есенина, Высоцкого. Невероятный градус зрительских эмоций вызвала притча «Чем люди живы» Льва Толстого: призыв к любви, к чистоте помыслов, транслированный Петром Татарицким, не оставил, кажется, ни одного человека в зале равнодушным. Глубина слов русского классика, умноженная великой мелодией «Вокализа» Рахманинова (солисты — Анна Иванова, виолончель и Евгения Кривицкая, орган) — этот момент в композиции выпал на точку золотого сечения, став философской кульминацией спектакля.
Проект «Рожденные Россией» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив: постановку, имеющую четкий гражданский посыл, патриотический пафос и высокое художественное воплощение увидят жители Рязани и Белгорода. А благодаря трансляциям перелистать и осмыслить события российской истории в контексте сегодняшнего дня смогут все, кто считает себя частью русского мира.