Сезон 2022/2023 стал восьмым для Тюменского филармонического оркестра и первым, когда музыканты работали под руководством Юрия Медяника.
На пост художественного руководителя и главного дирижера он пришел в августе прошлого года. И уже видны следы его кипучей деятельности: есть какие итоги подводить, а главное, видна перспектива этого сотрудничества.
Прежде всего подчеркну, что Медяник – фигура медийная, он известен как дирижер в телепрограмме «Синяя птица», так что тюменцы встречали его тепло еще в тот момент, когда он приезжал в статусе приглашенного маэстро. Во-вторых, он признанный исполнитель-бандеонист, а также баянист и скрипач. В-третьих, Юрий Медяник невероятно активен в социальных сетях: ведет свой телеграм-канал, канал на Дзене, группу во ВКонтакте и на YouTube. В самых первых интервью он говорил, что с удовольствием будет привлекать все свои связи на благо развития оркестра, и это действительно так.
Отчетливое желание Юрия Медяника сделать из Тюменского филармонического оркестра бренд региона последовательно воплощалось на протяжении всего сезона. Выросла «доступность» оркестра – стало больше прямых трансляций и, что немаловажно, возросло их качество. Особо отмечу внимательность к онлайн-слушателю: в антрактах в трансляциях показывают интервью с солистом концерта, и в роли интервьюера также выступает дирижер. Это дружеская беседа с нетривиальными вопросами, и смотреть их приятно и слушателю-любителю и профессионалу-музыканту. Аудитория благосклонно воспринимает дирижера и во многом из-за харизмы художественного руководителя – Медяник просто отлично держится на публике: красноречиво говорит, шутит, улыбается, выбирает верную интонацию. Был даже снят целый фильм о гастролях оркестра в Москве и Санкт-Петербурге – он насыщен комментариями оркестрантов и дирижера и наглядно показывает «оркестровую кухню» – закулисные внеконцертные процессы. Премьера этого фильма прошла в обычном кинотеатре и была проведена в формате творческой встречи.
Теперь о музыкальном процессе. За сезон реализовано два абсолютно новых, сделанных с нуля проекта. Посвящены они композиторам-юбилярам этого года: «Рахманинов. Фестиваль» и Фестиваль имени Хачатуряна. Тут необходимо заметить, что с приходом Медяника вступительные слова музыковеда перед концертом стали очень коротки или исчезли вовсе. Но фестивали возродили, казалось бы, забытую в филармонии традицию предконцертных бесед, что все же положительно сказывается и на хронометраже вечера, и на его динамике.
В заключительный вечер организаторы сделали все, чтобы слушатель чувствовал себя не просто комфортно, а исключительно: красная дорожка на входе, шампанское каждому гостю, предконцертная беседа (Надежда Коваленко), мини-концерт фортепианной музыки Чайковского и Скрябина в фойе (Станислав Хуланхов). После – два отделения концерта: «Манфред» Чайковского и «Мечты» и Фортепианный концерт Скрябина.
Программа была составлена органично – переклички между отделениями способствовали целостности вечера: скерцо из Манфреда «усилилось» полетными пассажами из первой части концерта, а с внутренними ощущениями лирического героя симфонии Чайковского была созвучна драматическая концовка все той же первой части. Пианист Петр Лаул завораживал мечтательными завихрениями, мягкими линиями и насыщенным звуком, обволакивал россыпью красок.
«Манфреда» же Юрий Медяник исполнил не как в оригинале, а внес изменение в партитуру: музыка финала первой части стала финалом и всей симфонии. С одной стороны – эффектное завершение (и прямой путь к аплодисментам), а с другой – поменялась концепция произведения. «Смерть и прощение Манфреда», как сказано в программе, не случились, успокоения герой будто бы не нашел, но словно получил второй шанс и будет продолжать поиск решения проблем – одним словом, жить в полную силу.
Завершили вечер фирменным поклоном (еще одно нововведение дирижера) и несмолкающими аплодисментами. Будет интересно посмотреть, как прорастут зерна, посаженные новым художественным руководителем, в будущем сезоне.