6 июня, в день рождения знаменитого армянского композитора Арама Хачатуряна в фойе Большого зала Петербургской филармонии открылась выставка, посвященная судьбе музыки композитора на этой сцене. 9 июня в Большом зале состоится концерт, полностью составленный из музыки Хачатуряна: программу Петербургская филармония посвящает 120-летию со дня рождения композитора, чья судьба была тесно с ней связана. В исполнении Академического симфонического оркестра под управлением известного петербургского дирижера Анатолия Рыбалко прозвучат самые знаменитые фрагменты из балетов Хачатуряна «Спартак» и «Гаянэ», в том числе – «Танец с саблями», а также – Скрипичный концерт, солист – лауреат международных конкурсов, один из наиболее востребованных музыкантов своего поколения Гайк Казазян. Академический симфонический оркестр – именно тот коллектив, с которым Арам Хачатурян впервые выступал в Ленинградской филармонии в роли дирижера в 1951 году.
Выставка, во-первых, позволяет представить многообразие связей Арама Хачатуряна с Ленинградской – Петербургской филармонией: от появления миниатюр аспиранта Московской консерватории в сборных концертах в 1935 году – до первой авторской, составленной исключительно из музыки Хачатуряна программы в 1945 году – и далее. Здесь, в Большом зале, проходят ленинградские премьеры его новых симфонических партитур, здесь Хачатурян переживает один из первых опытов дирижирования симфоническим оркестром – и затем повторяет его многократно, здесь, на сцене Большого зала, его чествуют в связи с юбилейными датами. Здесь же в июне 1978 года, через месяц после смерти композитора, звучит концерт его памяти.
Важно, что впервые за дирижерский пульт в Большом зале Ленинградской филармонии Арам Хачатурян встает, выступая с Большим симфоническим оркестром Ленинградского радиокомитета (10 декабря 1951 года) – через два года этот коллектив войдет в состав филармонии, сегодня он известен под именем Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии.
Во-вторых, экспозиция дает представление о разнообразии жанров, в которых работал композитор – отдельные стенды посвящены истории исполнения в Ленинграде Скрипичного, Виолончельного, Фортепианного концертов, Второй симфонии и других партитур. Эпиграфом к выставке служит цитата композитора: «Есть в моем музыкальном семействе одно непокорное и шумливое дитя — это «Танец с саблями» из «Гаянэ». Честное слово, если бы я знал, что он получит такую популярность и начнет расталкивать локтями остальные мои произведения, я бы никогда его не написал! Кое-где за границей меня рекламируют как «мистера Сэйбрданс» — от английских слов sabre — сабля и dance — танец. Это меня даже злит. Я считаю это несправедливым».
Основная часть материалов для выставки предоставлена Музыкальной библиотекой Петербургской филармонии, отдельные документы – Ереванским музеем Арама Хачатуряна и Российским национальным музеем музыки. Материалы воспроизведены на выставке в виде цифровых копий.