На сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского выступили интересные и вполне сопоставимые по творческим возможностям артисты, в чем за вечер можно было убеждаться неоднократно – не без удивления. Динара Алиева уже опытная певица с большой карьерой, а Бехзод Давронов в поле зрения меломанов находится всего лишь несколько последних лет. Безусловно, их совместный концерт – стратегическая удача на счету ГАСО Республики Татарстан в лице маэстро Александра Сладковского.
Объединяет двух солистов Большого театра присущая обоим некая «химия», о которой важно сказать в первую очередь. Оба – настоящие артисты, хотя к их существованию на сцене этот термин мало подходит. У них есть естественность, данная природой: ни одного утрированного переигрывания или пустого взгляда, нелепого движения. Например, звучит большая сложнейшая ария Елизаветы Tu che la vanita из оперы Верди «Дон Карлос», и благодаря эмоциональной силе голоса певицы можно представить себе контекст масштабной оперной сцены – последний акт, завершающий драму Елизаветы и Карлоса. В этот вечер исполнение неизменно оказывалось далеко за гранью концертного формата. Точно также органичен Бехзод Давронов: поет арию Рудольфа из «Богемы» Пуччини, и чувствуется его театральный бэкграунд, его умение без неуместных в данном случае мизансцен, одним лишь голосом и музыкальностью, создавать образ, демонстрировать продуманную интерпретацию партии за несколько минут, пусть и отведенных центральной арии.
Хорошо подобранные для программы арии и особенно дуэты, завершающие первое и второе отделения, а также знаменитая «Гранада», прозвучавшая на бис, позволяют говорить и о сопоставимости технического мастерства артистов. Первое отделение было посвящено Верди и Пуччини, второе – Чайковскому.
Случаи, когда Аиду или Тоску берутся петь лирические сопрано, к сожалению, давно стали нашей повседневностью. Причины понятны: настоящих драматических голосов сейчас крайне мало. У Динары Алиевой, одной из немногих, есть все, что нужно для этого репертуара. Она абсолютно вердиевская и пуччиниевская певица, обладающая голосом с ровным, большим диапазоном, технической стабильностью, красивым тембром, ее вибрато всегда под чутким самоконтролем. «Конек» певицы – мягчайшее и выразительное пиано, обеспечивающие искусность нюансировки, что было очевидно, к примеру, в арии Тоски. Чайковский для Динары Алиевой – немного другая история. Нельзя сказать, что это столь же стопроцентное попадание в репертуарную удачу: не хватало чуть более яркого и отчетливого слова в арии Лизы из «Пиковой дамы», а также в дуэте Иоланты с Водемоном, в то время как лирическая Колыбельная Марии из оперы «Мазепа» прозвучала убедительно.
Бехзод Давронов со времен «Опералии-2021» развивается семимильным темпом, сейчас за его карьерой нам стоит следить внимательнее – в планах у певца много интересного. Что касается нашего концерта, заявленная ария Каварадосси из «Тоски» Пуччини настраивала немного скептически, но, как оказалось, напрасно. Темные тембровые краски идут его голосу: думается, что дальнейший путь в этом направлении для молодого тенора перспективен. Среди технических успехов певца – логичная фразировка, отличное ровное звуковедение, порядок с дыханием.
Точно такой же главный герой вечера – оркестр. Впервые за последнее время без проблем воспринимались оркестровые номера: нередко на вокальных вечерах это превращается в пытку, но здесь даже десятиминутная увертюра к опере Верди «Сицилийская вечерня» звучала настолько подробно, красочно и слаженно, что хотелось услышать оперу целиком именно с этим оркестром. Не говоря уже об Интермеццо из оперы «Сельская честь» Масканьи, сыгранной деликатно и стильно. К счастью, не пришлось слушать и привычный «дежурный» аккомпанемент: соблюдался не только звуковой баланс, Александр Сладковский, чувствуя певцов, добивался должного уровня выразительности и качества оркестрового звучания. Музыканты, дирижер, солисты были по-настоящему «на одной волне». Интересно было бы услышать работу этого дирижера не только в формате гала-концерта, но и в полноценной постановке оперного спектакля: наверное, не случайно звезды первой величины, такие как Ильдар Абдразаков или Хибла Герзмава, нередко с ним работают.