Музыка австро-немецкого композитора Франца Шрекера — редкий гость в концертных залах, еще более редкий, чем сочинения Макса Регера и Александра фон Цемлинского. Все произведения, представленные на дисках, почти незнакомы широкому слушателю и поэтому звучат необыкновенно свежо в 2023 году. Ноктюрн из оперы «Дальний звон» (название вынесено в заглавие альбома), Камерная симфония, две сюиты — маленькая и романтическая — образец изысканной и тонкой музыкальной лирики, которая без особого труда балансирует на канате между пропастями экспрессионизма и импрессионизма, полонившими искусство начала XX века. В его опусах есть все лучшее от этих направлений, но нет крайностей: богатство доведенной до предела в «Электре» Рихарда Штрауса гармонии и оркестровки лишено оголенного нерва и постоянного привкуса крови и пепла, а эффектная звукокрасочная звукопись в стиле Дебюсси и Равеля не превращается в самоцель. Записанные вокальные циклы («Два напева» 1904 года и «Пять напевов» 1909 года) примыкают к позднеромантической традиции Lied. Пусть даже этим миниатюрам и не хватает величия и озаренности «Песен об умерших детях» и «Четырех последних песен», они могут тягаться с популярными циклами Вольфа, Штрауса и Малера по мастерству письма, деликатному высвечиванию нюансов перенасыщенного смыслами текста и по невероятному умению вплести голос — лучший из инструментов — в музыкальную ткань.
Велика здесь заслуга Кристофа Эшенбаха — дирижера с мировым именем, специалиста в австро-немецком репертуаре от венской классики до Хиндемита и нововенцев. Именно его стараниями забытое и не снискавшее всемирной популярности творчество Франца Шрекера, объявленное дегенеративным в эпоху НСДАП, предстает во всем великолепии. Дифференциация мелодических линий прозрачной, но роскошной оркестровки, агогика и общая атмосфера звучания находятся на высоте, колеблясь от надзвездной холодноватой красоты Nachtstück в духе «Музыки лунного света» из последней оперы Штрауса «Каприччио» до предвосхищающих страницы берговского «Воццека» инфернальных оттенков в песне Die dunkelheit sinkt schwer wie Blei.
Качество пения также не оставляет равнодушным: Маттиас Гёрне и Чен Рейсс демонстрируют прекрасное владение голосом и безупречное попадание в стиль; каждое слово артикулировано с ясностью и большим пониманием; не мешают восприятию и качающийся низ возрастного баритона и бестелесно постный тембр сопрано, которая старается компенсировать это виртуозным верхом.
Очень ценно, что старая синьора звукозаписи Deutsche Grammophon выпустила этот выделяющийся релиз на фоне их мейнстримной политики перезаписывания французских сюит Баха, этюдов Шопена и концертов Рахманинова в тысячный раз.