ИСАЙ ДОБРОВЕЙН <br>ФОРТЕПИАННЫЕ МИНИАТЮРЫ <br>АЛЕКСЕЙ СКАНАВИ <br>ФОНД НАСЛЕДИЯ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ Релизы

ИСАЙ ДОБРОВЕЙН
ФОРТЕПИАННЫЕ МИНИАТЮРЫ
АЛЕКСЕЙ СКАНАВИ
ФОНД НАСЛЕДИЯ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Творчество Исая Добровейна ныне известно лишь узкому кругу специалистов, однако старшее поколение наших соотечественников практически поголовно сталкивалось с именем этого музыканта в неожиданном контексте: именно Добровейн исполнял для Владимира Ленина столь полюбившуюся последнему «Аппассионату». Сама эта сцена, запечатленная в рассказе Горького, стала одним из одобренных пропагандой сюжетов ленинианы. В этих обстоятельствах жизненный путь пианиста кажется и типичным для его эпохи, и одновременно парадоксальным. Учеба в Московской консерватории у Константина Игумнова и Сергея Танеева, успешные гастроли по стране, работа за пультом крупнейших театральных оркестров… Знакомства музыканта в среде коммунистической элиты, на первый взгляд, позволяли ему успешно продолжать свой творческий путь и в советской России, однако в 1923 году Добровейн навсегда покинул страну и после нескольких лет скитаний осел в Норвегии. Признание за рубежом соседствует с полным забвением на Родине, вопреки попаданию имени музыканта в канон жизнеописания советского вождя.

Алексей Сканави — пианист и лектор, в своем творчестве уделяющий внимание малоизвестным сочинениям (в журнале ранее выходила рецензия на его диск с сочинениями Россини). Неудивительно, что произведения Добровейна вызвали у музыканта неподдельный интерес, тем более что часть из них в принципе никогда ранее не записывалась: этот релиз — своеобразная мировая премьера. На диске представлены фортепианные миниатюры: мазурки, вальсы, поэмы, цикл прелюдий. Названия жанров очевидно перекликаются с творчеством Скрябина, однако в самой музыке Добровейна влияние великого современника чувствуется лишь опосредованно, скорее композитор стилистически ориентируется на современный ему музыкальный Серебряный век в целом: здесь есть и ностальгический пессимизм Метнера, и гармоническая тонкость миниатюр Лядова, и полифоническая фактура фортепианного Танеева. Пианист в своей трактовке стремится подчеркнуть хрупкость, мимолетность красоты этих сочинений, созданных накануне страшной эпохи; отсюда — сдержанность в выразительных средствах, приглушенные динамические краски, общий «ностальгический» модус интерпретации.

Завершает релиз Элегия, написанная в 1917 году — своеобразной «точке невозврата» отечественной истории. Строгая лирика этого произведения — как прощание с уходящей Россией, в исполнении пианиста она звучит подобно сопровождению финальных титров фильма, после которых — темная пустота экрана.