Михаил Васильевич Матюшин (1861-1934) если и известен, то прежде всего тем, кто интересуется русским футуризмом. Известен как соратник Малевича, автор музыки к первой футуристической опере «Победа над Солнцем» (1913) и, конечно, как гостеприимный хозяин «дома на Песочной» (ныне Музей петербургского авангарда), руководитель легендарного издательства «Журавль», выпустившего в свет культовую книгу русского авангарда «Садок судей». Специалистам Матюшин известен еще и как исследователь цвета – руководитель группы «Зорвед», автор книги «Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний» (1932). Тот факт, что он в равной мере и композитор и художник, – свойство настолько редкое, что и сравнить почти не с кем, разве что с довольно близким ему по духу и таланту современником Чюрлёнисом. Даже живописные опыты Шёнберга (с которым Матюшина, конечно, необходимо сравнивать) не уравновешивают его вклада в оба искусства так, как это имеет место быть в творчестве Матюшина. Как и Шёнберг, Матюшин – крупный теоретик искусства. Искусства будущего – того самого, в котором мы живем сейчас, и в своем зрительском опыте испытываем то, что исследовал Матюшин: взаимодействие звука и цвета. Скрябин и другие его современники (например, Баранов-Россине) совершили невероятный практический прорыв в этот мир. Но заслуга Матюшина в русле этих общих исканий времени – в кропотливом художественном исследовании синестезии.
Если исследования Матюшина и его живописное, а также фотонаследие сохранились в относительной полноте, то в отношении музыкального творчества мы наблюдаем множество лакун. Поэтому так ценна подвижническая работа Сергея Уварова, усилиями которого к нам вернулось одно из ключевых музыкальных сочинений Матюшина «Композиция в четвертях тона» (1923). Наряду с реконструкцией этого нотного текста по рукописи, издание содержит и факсимиле, а также не менее ценное изображение рукописи музыкального номера к спектаклю «Небесные верблюжата» (1922), как и «Композиция», содержащего элементы микрохроматики. Это позволяет гораздо полнее представить музыкальную микрохроматическую линию среди многочисленных и разнообразных инноваций Матюшина. А главное – убедиться в ее последовательном и непрерывном развитии (сюита «Осенний сон» 1915 года, достаточно салонного характера и совсем без микрохроматики, заставляет в этом усомниться). В своей увлекательной статье, публикуемой в данном издании, Сергей Уваров раскрывает нам подробности своего буквально детективного исследования «нот будетлянских» в «Победе над Солнцем» (1913), высказывается относительно «Руководства к изучению четвертей тона для скрипки» (1915) и далее наглядно (хоть и кратко) раскрывает, как в «Композиции в четвертях тона» микрохроматические идеи Матюшина получают свое кульминационное воплощение. Также очень важна рассказанная в этой статье история премьеры сочинения и связанного с ней контекста музыкальных взаимоотношений с коллегами-композиторами.
Публикуемый нотный материал наконец-то вводит в научный обиход ценнейший объект для всестороннего музыкального анализа (как в области гармонии и других выразительных средств, так и вписывания композиторского наследия Матюшина в музыкальный контекст эпохи). А в концертной практике музыкантов появляется еще один интереснейший пример музыки начала 1920-х годов – и ключевой пример творчества Михаила Матюшина. Интереснейшие материалы из статьи моего дорогого коллеги Сергея Уварова, его предположения и выводы тоже зовут к развитию – например, к продолжению исследования на тему соотнесения «нот будетлянских» и упомянутых рядом с ними переходов цвета в «Победе над Солнцем» (1913) с аналогичным явлением в матюшинских «Таблицах по звуко-цвету» (1926). И если Сергей в своем тексте называет «Композицию в четвертях тона» «композиторским завещанием» Матюшина, то данное издание без всяких сомнений хочется назвать новой ступенью, дающей возможность продолжать исследование разностороннего наследия Матюшина – по меткому выражению Уварова, «первого из будетлян».