Алга, маэстро! События

Алга, маэстро!

В Московской филармонии состоялся авторский вечер Александра Чайковского

Концерт не был приурочен к юбилею или к какой-либо важной дате, однако стал поводом для того, чтобы устроить композитору музыкальное чествование. Авторский вечер Александра Чайковского провел Госоркестр Республики Татарстан – один из его любимых коллективов. Подопечные Александра Сладковского исполнили три крупных сочинения Александра Владимировича, закончив этим выступлением впечатляющее турне в столице. 4 июня они завершили там же, в Концертном зале имени Чайковского, свой персональный абонемент в Московской филармонии, выступив вместе с певцами Динарой Алиевой и Бехзодом Давроновым.

6 июня к ГАСО РТ присоединились Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова, Большой детский хор имени Попова, а также солисты, можно сказать, «музы» героя вечера, неоднократно исполнявшие его опусы: пианисты Дмитрий Маслеев и Борис Березовский, сопрано Наталья Петрожицкая, меццо-сопрано Олеся Петрова, органистка Евгения Кривицкая.

Сам Александр Чайковский слушал свою музыку в окружении коллег по цеху, студентов и близких друзей, среди которых выделялась фигура альтиста, дирижера Юрия Башмета.

Госоркестр Республики Татарстан представил сочинения Чайковского, демонстрирующие его приверженность традициям, еще раз убеждая, что композитор неслучайно имеет статус живого классика. Симфония, фортепианный концерт и реквием – жанры, которые сегодняшние авторы упорно избегают, а профессор и заведующий кафедрой композиции Московской консерватории продолжает создавать и по сей день, заставляя оркестры изрядно потрудиться (в инструментовке и оркестровке он большой мастер). Это в полной мере доказала Пятая симфония, ставшая подарком на 50-летие Александру Сладковскому и впервые исполненная на казанском фестивале современной музыки Concordia. Александр Чайковский сравнивает общее настроение своей симфонии не с Пятой своего однофамильца, а с циклом Малера, что вызывает небольшое удивление: в опусе Александра Владимировича всего две части, а характер тем скорее близок симфониям Мясковского. Впрочем, с малеровской симфонией музыку Чайковского роднит красочная тембровая палитра частей, выразительные соло и аккуратные ансамбли инструментов. Особенно это было заметно в эпизоде второй части, который так и хотелось назвать фрагментом музыки из какого-нибудь философского мультфильма наподобие «Стеклянной гармоники» Хржановского* (Физическое лицо, выполняющее функции иноагента) – Шнитке. Госоркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского погружал в призрачные хрупкие звуковые миры: трогательный мотив-секвенцию, всплывающий и растворяющийся у разных инструментов, музыканты наполнили щемящим чувством тоски и боли.

Александр Чайковский: Стационарные театры по-прежнему редко ставят современные оперы

Концерт для двух фортепиано с оркестром – одно из наиболее популярных произведений Александра Чайковского, который и сам его играл в дуэте с Андреем Диевым (а посвящен другому пианисту – Александру Слободянику). В Московской филармонии свою интерпретацию этого трехчастного, созданного словно по барочной модели «быстро – медленно – быстро» цикла продемонстрировали Борис Березовский и Дмитрий Маслеев. В первой части оба открыто соревновались друг с другом: композитор написал «беговые» пассажи, сменяющие энергичную тему, с которой мог бы начаться баховский клавирный концерт. Медленная часть стала для пианистов пространством для лирических излияний, в которых они также старались не уступать друг другу, соединившись в чувственный союз лишь в ноктюрновом эпизоде. Стремительный эффектный финал, в котором Чайковский поместил (возможно, не без просьбы Слободяника) народную украинскую мелодию, поставил яркую точку в этом фортепианном состязании – победила дружба.

Второе отделение вечера целиком и полностью было отдано грандиозному вокально-симфоническому опусу Александра Чайковского – «Русскому реквиему», объединившему на одной сцене ГАСО РТ, хоровые коллективы и солистов. Сочинение было написано к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне и содержит стихи русских поэтов, связанные и с другими сражениями (к примеру, «Молитву матери» Есенина, созданную в 1914 году). Актуальность и созвучность «Русского реквиема» сегодняшней действительности лежит на поверхности, и в буклете к концерту композитор, не побоявшийся включить подобное сочинение в программу, прямо говорит об этом. Впрочем, характер самой музыки отнюдь не ура-патриотический и даже не трагедийный, а скорее лирико-философский – в который раз в своем творчестве автор словно размышляет над судьбой страны в разное время и об испытаниях, выпавших на ее долю. Тревожные по настроению, «вихревые» инструментальные части чередовались с вокальными картинами – солистки Олеся Петрова и Наталья Петрожицкая чувственно, выразительно и глубоко демонстрировали каждую деталь. Завершился «Русский реквием» в до мажоре – как Седьмая симфония Шостаковича, но по своему месседжу напоминал больше Девятую Бетховена: звучал и переливался всеми красками оркестр, орган (солистка – Евгения Кривицкая), а певицы и хоры сливались в едином экстазе. На этой триумфальной ноте, больше прославляющей виновника вечера, нежели Победу, можно было бы и закончить, однако Александр Сладковский решил ответить подарком на подарок. На бис Госоркестр Республики Татарстан исполнил свою визитную карточку – «Стан Тамерлана» из оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце». Музыканты и присоединившийся к ним из-за кулис маэстро Сладковский с явным удовольствием выкрикивали «алга!», что по-татарски означает «вперед!». Что ж, алга, Александр Владимирович!

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»