В марте этого года стало известно о том, что интендант венского Концертхауса Маттиас Наске со следующего сезона прерывает сотрудничество с Теодором Курентзисом. Причина этого решения – публичное молчание, которое маэстро, входящий в число почетных членов Концертхауса и до последнего времени продолжавший активную концертную деятельность как в России, так и в Европе, хранит в связи со специальной военной операцией на Украине. Как говорит Наске, молчание дирижера «усиливает политическое измерение каждого его публичного выступления и подрывает его авторитет». Решение Наске, которое он довольно неожиданно принял спустя год после начала военных действий, касается исключительно выступлений маэстро в Концертхаусе и не распространяется на всю Австрию (этим летом Теодор Курентзис, а также оркестр и хор Utopia станут участниками Зальцбургского фестиваля). Как бы то ни было, распоряжение Наске вступает в силу лишь со следующего сезона, а в июне – серия гастролей нового международного оркестра Utopia, основанного в 2022 году при поддержке частных европейских фондов и объединившего блестящих музыкантов из тридцати стран, снова началась именно в Вене. И, естественно, особенно в данных условиях, привлекла повышенное внимание публики – преданных поклонников дирижера, любопытствующих и просто тех, для кого превыше всего именно музыка.
Гастроли оркестра в Вене состояли из двух программ – камерного концерта солистов и исполнения Третьей симфонии Малера вместе с женским хором Wiener Singakademie и детским хором Wiener Sängerknaben. На камерном концерте в уютном Mozart-Saal после двухчасовой программы без антракта и аплодисментов, сыгранной в полумраке, освещаемом лишь лампочками отдельных солистов, публику буквально колотило от восторга и пантеистического воодушевления. Курентзис как никто умеет «продать» и подарить публике современную музыку. Особенно когда она звучит в таком превосходном исполнении и в самых разных конфигурациях камерных составов – оркестру Utopia действительно есть кем гордиться. В этой программе постоянным пинг-понгом без пауз и швов сочетались Бах и Денисов, Бетховен и Лигети, Шуберт и Жоливе, Бриттен и Никодиевич (его мистически прекрасным сочинением gesualdo dub для фортепиано и 17 инструментов концерт завершился). Программку зрителям не выдали принципиально – сиди и гадай. Или не гадай – расслабься и вибрируй. И зритель сидит, открыв рот, и постигает, что все, что он слышит, – это теплые, шершавые, отполированные и колючие грани одного и того же, единого музыкального потока. Один из самых трогательных и нежных номеров этой программы – фрагмент вокального цикла «Глупая лошадь» Александра Кнайфеля, исполненный со столь важной для композитора звуковой прозрачностью, точностью каждого штриха и полным растворением в пространстве.
Но главная часть этих гастролей, безусловно, грандиозная Третья симфония Малера, которая, как говорил сам композитор, объемлет все ступени развития, от безжизненной природы до божественной любви. В исполнении оркестра Utopia, как это бывает в лучших симфонических концертах маэстро, соединились масштаб формы и звука и одновременно ювелирная выделка каждой детали. Обязательный для Курентзиса элемент театральности и молекулярная точность каждого ритмического и динамического сдвига. Не говоря уже о безукоризненных соло духовых, которых в этой симфонии более чем достаточно. При этом Курентзис, как всегда, создает «собственного» Малера.
Уже в первой части Симфонии возникает ощущение разомкнутости этой гигантской структуры, ее открытости. С трудом, словно «раскачивая» Большой зал Концертхауса, заводится огромный организм, вся вселенная. Возникают и мелькают у нас на глазах и малые мира сего, и сама твердыня. Тихий, почти потусторонний бой ударных, как стук сердца, и «шелковый», интенсивный звук струнных (честно говоря, всей струнной группе оркестра хочется сделать предложение руки и сердца). В четвертой части (которой композитор в своих набросках дал подзаголовок «Что мне рассказывает человек») партию альта исполнила оперная певица Вибке Лемкуль (Германия), демонстрирующая не только прекрасное и выразительное соло, но и очень пластичное взаимодействие с оркестром и дирижером. Отдельным маленьким бонусом для зрителей была возможность наблюдать за глазами певицы в финальной части Симфонии, в которой она не участвует. Эта полная включенность в музыкальное полотно с первого до последнего такта и зримое счастье музицирования освещает и отличает всех участников оркестра Utopia.
В финальной кульминации медленной и прозрачной шестой части симфонии («Что мне рассказывает любовь») остается лишь недоумевать, почему на аккордах не распустились цветы на мраморных колоннах зала – на пике грандиозной эмоциональной волны, которую разворачивает оркестр, никто бы в зале даже не удивился. И оглушительная стоячая овация публики в финале всех концертов оркестра Utopia в Концертхаусе – это, прежде всего, преклонение перед силой музыки, той волшебной пыльцы, которая никого, конечно, не спасет, не осудит и не изменит, но без которой очень трудно жить.