В Тамбове завершается 41-й Международный музыкальный фестиваль имени С.В. Рахманинова. Проходит он ежегодно, пропагандируя классику, русскую музыку, современное исполнительское искусство. Но в этом году, конечно же, акцент сделан на 150-летие Рахманинова, чье имя сделало эти места – Тамбов и Ивановку – всемирно знаменитыми. Фестиваль длился три месяца, программа включила выступления лучших российских артистов и коллективов с мировыми именами во главе с Валерием Гергиевым и Симфоническим оркестром Мариинского театра, БСО имени Чайковского с Владимиром Федосеевым и многими другими. С 2012 года художественное руководство осуществляет пианист Николай Луганский, но в нынешнем году впервые исполнительной дирекцией фестиваля стал Академический симфонический оркестр имени С.В. Рахманинова. С его руководителем, дирижером Алексеем Моргуновым (АМ) главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая (ЕК) обсудила итоги фестиваля и повседневную культурную жизнь Тамбова.
ЕК Фестиваль существует много лет, но в этом году у него, наверное, особая концепция?
АМ Конечно, мы не могли пройти мимо юбилея Рахманинова. Поэтому концепция заключается в том, чтобы охватить все жанры композиторского творчества Рахманинова и сделать его музыку доступной всем жителям региона. Для этого мы несколько условно разбили фестивальную афишу на два направления: международное и региональное. В международной афише гости фестиваля выступили в Тамбове, Ивановке и Мичуринске, а в региональной – тамбовские артисты выступили во всех района области, охватив 21 территорию. В общей сложности получилось более 50 концертов. Кроме того, мы впервые за 40-летнюю историю фестиваля вышли за границы привычных концертных залов в торговые центры и на площади предприятий, чтобы приблизить классику к людям, которые обычно в концертные залы не попадают.
ЕК Тамбовский симфонический оркестр многое сделал для выполнения этих задач. Как развивается сейчас коллектив? Что интересного было в сезоне в целом?
АМ Благодаря поддержке Главы Тамбовской области, которую мы получили в начале сезона, оркестр провел серьезную работу по набору артистов. То, что раньше мы не могли себе позволить из-за крайне низких зарплат, стало реальностью. В настоящее время мы в состоянии обеспечить музыкантам хорошие условия труда (жилье и конкурентные зарплаты), к нам начали приезжать профессионалы, такие как концертмейстер группы тромбонов нашего оркестра, который прямо в эти дни участвует в конкурсе Чайковского.
В этом юбилейном году оркестр активно приобретает музыкальные инструменты и планирует полностью оснастить духовую и ударную группы к осени. Купили на бюджетные средства большой концертный рояль Bösendorfer, приобрели орган, арфу, маримбу, впереди покупка клавесина. Для того, чтобы исполнять фортепианную музыку Рахманинова в районах Тамбовской области, Центрально-Черноземный банк Сбербанка России подарил нам кабинетный рояль Kawai.
С творческой точки зрения сезон получился очень ярким. В каждом концерте, – а их мы сыграли уже более шестидесяти, звучала музыка Рахманинова. Мы исполнили все концерты и Рапсодию на тему Паганини Рахманинова, Вторую и Третью симфонии, «Остров мертвых», «Утес», фрагменты опер, арии и романсы. Кроме Рахманинова играли крупные сочинения Стравинского, Прокофьева, Хачатуряна, Грига, Брамса, Родриго, Вилла-Лобоса и др. Поставили оперу «Богема» Дж. Пуччини вместе с оперным театром РАМ имени Гнесиных. Сыграли премьеру сочинения Ольги Викторовой и редко исполняемую кантату С. Василенко «Сказание о граде Китеже». В одновременном завершении концертного сезона и рахманиновского фестиваля мы исполним поэму «Колокола» и «Симфонические танцы». Это при том, что в начале сезона мы даже и мечтать не могли о таком грандиозном финале. Аппетит приходит во время еды – наши возможности очень выросли в течение этих месяцев. Оркестр сейчас в прекрасной форме и продолжает творчески расти.
ЕК Есть ли у вас свое ноу-хау, как привлекать публику к классической музыке, как формировать вокруг оркестра пул фанатов?
АМ Мы реализовали грандиозный проект в регионе. Дали более 40 интерактивных концертов для детей и молодежи, в которых дирижёр-ведущий становится проводником в мир музыки. Большой педагогический опыт очень помог сделать эти концерты познавательными и совсем нескучными для молодежи. С этими программами мы объехали всю область, выступали в Домах культуры, где за всю историю их работы не ступала нога профессионально музыканта. В этих концертах дети из зала выходили на сцену, участвовали в исполнении музыки в качестве солистов и дирижеров. Мы нашли форму общения с залом, при которой каждый слушатель вовлечен в исполнение музыки. Эффект от выступлений был колоссальный. Юные слушатели подходили после концертов с одним лишь вопросом: «Вы к нам завтра приедете?». А телефоны (главный враг юных слушателей) на этих концертах дети использовали лишь для того, чтобы снять концерты, сделать стримы. А ведь мы играли только классическую музыку, шедевры Чайковского, Рахманинова, Хачатуряна, Штрауса, Моцарта и др.
ЕК Знаю, что вы ведете работу и внутри оркестра, повышая квалификацию своих артистов.
АМ Действительно, у нас установились очень тёплые отношения с БСО имени Чайковского и Владимиром Ивановичем Федосеевым. Концертмейстеры этого выдающегося оркестра Серегей Костылев и Федор Землеруб регулярно приезжают к нам, чтобы делиться знаниями с нашими артистами. Нас очень поддерживает Алексей Бруни, выдающийся скрипач с тамбовскими корнями.
ЕК Необычно, что оркестр инициировал приобретение органа, как бы «непрофильного» инструмента для симфонического оркестра. Почему такой интерес к этому инструменту?
АМ У нас есть заветная мечта – сформировать такие абонементные циклы в районах области, чтобы в каждом районе в течение сезона было выступление симфонического оркестра, органный концерт и концерт ансамбля народных инструментов (такой ансамбль с этого сезона есть в штате нашего оркестра). Для этого мы и купили цифровой орган, который можно возить по области. Ну, и конечно же мы сделаем органный абонемент в нашем зале.
ЕК Кстати о зале. Вы базируетесь в необычном месте – в зале, принадлежащем химическому комбинату «Пигмент». Расскажите, почему вы здесь и насколько акустически удобна эта площадка. Вы играете без подзвучки?
АМ Наш зал, который принадлежит крупнейшему химическому заводу России АО «Пигмент», не идеальный. Есть проблемы. Зал не в нашем полном распоряжении – мы используем его по графику, учитывая интересы завода и других арендаторов. Кроме этого, есть сложности в транспортной доступности. Однако, акустически на данный момент это лучшая площадка города. Мы используем минимум подзвучки на концертах, стараемся сохранить живое звучание оркестра. Ну и очень важным фактором является полная поддержка нашей деятельности и нашего присутствия в этих стенах со стороны руководства завода. Для нас модернизировали систему отопления, освещение и многое другое.
ЕК В городе же есть филармония? Но ее зал уже несколько лет закрыт на ремонт, который, судя по всему, движется крайне медленно. Какова ситуация сейчас?
АМ Вся Тамбовская область очень ждет возвращения в строй филармонического концертного зала в центре города, который уже больше 10 лет на реконструкции. Глава области Максим Борисович Егоров обещал его отремонтировать в самые короткие сроки. Тогда будем работать в идеальных филармонических условиях. В настоящее время завершены внешние работы. Осталась внутренняя отделка и оснащение.
ЕК Вернемся к Рахманинову. Что для вас лично значит его музыка? Сыграл ли этот композитор какую-то особую роль в вашей судьбе?
АМ Для меня исполнять Рахманинова было мечтой детства. В пятнадцать лет на репетиции студенческого оркестра я услышал Рапсодию на тему Паганини и понял, что без этой музыки не смогу больше жить. Вот, что делает с детской психикой гениальная восемнадцатая вариация! Эта музыка стала для меня путеводной звездой в профессии. Нужно сказать, что при этом мой путь к симфоническому дирижированию был достаточно сложным. Во время обучения в Тамбовском музыкально-педагогическом институте имени С.В. Рахманинова я учился дирижировать на оперных спектаклях, которые мой учитель Алексей Артемьев организовывал в Тамбовской области вместе с оперным театром РАМ Гнесиных под руководством Юрия Сперанского. Потом было время, когда я занимался только музыкальной педагогикой и достиг в этом высоких результатов. Потом много выступал как дирижер оркестра народных инструментов после победы на Первом всероссийском музыкальном конкурсе.
Много дал конкурс Рахманинова, который в прошлом году позволил мне заявить о себе как о дирижере симфонического оркестра. Помог случай. В прошлом году открывать фестиваль имени Рахманинова был приглашен Государственный академический симфонический оркестр Татарстана во главе с Александром Сладковским. Но за месяц-полтора до концерта стало понятно, что сам маэстро приехать не сможет. Отменять выступление оркестра было уже поздно, и по согласованию организаторов фестиваля и оркестра, дирижировать на открытии пригласили меня. Оркестр Татарстана со мной в качестве дирижера исполнил Вторую и Третью симфонии Рахманинова. И именно запись Третьей симфонии с этого концерта позволила мне пройти отбор на участие в Конкурсе Рахманинова. А уже после конкурса мое успешное на нем выступление стало толчком для поддержки, которую наш оркестр получил от Главы области. Власти поверили в меня и выделили оркестру хороший бюджет.
ЕК Какие интересные выступления были у вас как дирижера в этом сезоне?
АМ Назову несколько самых ярких концертов именно для меня, как дирижера. Совсем недавно, в начале июня состоялся концерт фестиваля Дениса Мацуева в Екатеринбурге, который оказал мне честь и пригласил в качестве дирижера. На открытии с Уральским молодежным Симфоническим оркестром и с Денисом Мацуевым мы исполнили Третий концерт Рахманинова. До этого были мои выступления, пусть небольшие, но зато с БСО имени Чайковского на открытии фестиваля имени Рахманинова в Тамбове и с оркестром Мариинского оркестра в рамках Пасхального фестиваля – тоже в Тамбове.
В марте 2023 года состоялись гастроли с Липецким оркестром народных инструментов в Мариинском театре, где мы показали мюзикл Александра Чайковского «Провинциалка». Весной мы с липчанами сыграли премьеру замечательного мюзикла Олеси Ростовской «Купидон, Фараон и булки» по новеллам О’ Генри, а в мае премьеру виолончельного концерта Ефрема Подгайца с Александром Раммом. Мне очень жаль завершать сотрудничество с Липецким ОРНИ в статусе главного дирижера, но нужно двигаться дальше. Потому что мой главный оркестр – АСО имени Рахманинова – требует большого внимания, как любой растущий ребенок, а в Липецке мне удалось подыскать себе достойную замену.
С АСО имени Рахманинова мы в этом сезоне очень удачно исполняли Вторую симфонию Рахманинова на открытии Года Рахманинова в Тамбове и Третью симфонию – на фестивале в Ульяновске. Там же, в Ульяновске, посчастливилось исполнить Четвертый фортепианный концерт Рахманинова с непревзойденным Борисом Березовским.
В ряду творческих удач оркестра сотрудничество с такими потрясающими солистами как Ануш Никогосян, Гекхан Айбулуз, Валентина Лисица, Граф Муржа, Александр Ключко, Ева Геворгян, Ровшан Мамедкулиев, Алексей Татаринцев, Агунда Кулаева, Любовь Петрова, Игорь Морозов, Дмитрий Скориков, Альберт Жалилов… Боюсь кого-то забыть… Вообще, во многом благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации, которое финансово поддержало фестиваль Рахманинова в Тамбове впервые за 40 лет его существования, сезон выдался великолепный. Надеюсь, что и далее мы удержим взятую планку.