В селе Вятское состоялся Второй ежегодный конкурс юных музыкантов, учрежденный фондом «Искусство на все времена», историко-культурным комплексом «Вятское» имени Е. А. Анкудиновой, поддержанный правительством Ярославской области и губернатором Дмитрием Мироновым. Ребята соревновались по специальностям «фортепиано», «скрипка», «вокал», «духовые инструменты». Как случилось, что даже не в областном центре, а в глубинке региона возникло соревнование, куда собираются талантливые ученики самых серьезных музыкальных школ и вузов, гости не только из России, но и далеких зарубежных стран?
Вятское – не просто село. Столетиями здесь жили самые крепкие крестьяне и ремесленники, чье селение с двух-трехэтажными каменными домами больше похоже на маленький город, чем на обычную деревню. Несколько лет назад усилиями энтузиастов и меценатов здесь возник историко-культурный комплекс, где действуют двенадцать (!) музеев художественных и этнографических традиций. Поток туристов из Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга и других мест все возрастает. Конечно, в этом «ярославском Парнасе» должна была зазвучать музыка.
В прошлом году состоялся первый конкурс юных музыкантов в Вятском. Тогда специальностей было три: фортепиано, скрипка, вокал. Автору этой заметки выпало удовольствие слушать певцов, самых талантливых из которых он потом встречал на ярких столичных музыкальных событиях. То есть конкурс не просто заявил о себе, он заработал, давая старт одаренным исполнителям.
Хотя не обошлось и без опасений – стоит ли делать соревнование ежегодным? Не слишком ли быстро будет вычерпан ресурс, не упадет ли профессиональный уровень состязающихся? Организаторы выбрали более смелый и рискованный вариант: повторили конкурс через год. Более того, расширили круг дисциплин, включив в него духовые инструменты. И, как кажется, не прогадали.
На этот раз мне выпало присутствовать при соревновании пианистов, которое проходило в начале июня. Приехали три десятка ребят, доказавших, что не только Москве, не только Ярославлю, но и Рыбинску, и Переславлю-Залесскому, и даже скромным глубинным селам есть кем гордиться.
На маленькой сцене зала, устроенного в чудесно отреставрированном двухэтажном здании бывшей пожарной части, среди простых некрашеных брусчатых стен установлен белый рояль. Это помощь партнеров – с высококлассными концертными инструментами в Вятском пока еще не роскошно, и на выручку, как и в прошлом году, пришел постоянный партнер конкурса – московский салон «Империя фортепиано».
В программе круглолицей улыбчивой девочки – несложные пьесы. Но «Среди долины ровныя» Глинки 9-летняя Соня Кругликова из ДМШ № 1 Рыбинска сыграла с настоящим ощущением русской мелодической шири. Юная волжанка за свою игру получила «всего лишь» диплом. Как и ее землячка 8-летняя Катя Степанова, 11-летний Николай Цецхладзе из Детской школы искусств Переславля-Залесского, 9-летняя Ксюша Брусницына из села Нижний Некоуз (там тоже есть музыкальная школа). Полина Скворцова из школы при Ярославском музыкальном училище-колледже имени Л. В. Собинова в свои 11 лет уже хорошо представляет себе, что такое звуковая краска. Немного недотянула по части самообладания, останавливалась в трехголосной инвенции Баха; сонату Гайдна сыграла уже увереннее, а в пьесе Ростислава Бойко «Памятник русским воинам» впечатляюще передала перекличку «хоров» – нежного «женского» и строгого «мужского».
Думаю, и великого Доменико Скарлатти не оскорбило бы, с каким огнем сыграл его сонату 10-летний Андрюша Лебедев (московская ДМШ имени Й. Гайдна). Изящную и добрую пьесу «Танцующий эльф» нашего современника Ефрема Подгайца отлично прочувствовали участники дуэта Лера Смирнова и Ваня Ермаков (ДШИ имени Л. В. Собинова, Ярославль). Это – уровень третьей премии, среди обладателей которой – еще несколько ярославцев: Игорь Киселев (ДМШ при колледже имени Л. В. Собинова), Вадик Шапыгин (ДШИ имени Дмитрия Когана). Среди них же – жительница маленького поселка Борисоглебский из-под Ростова Великого Даша Земляницына: там усилиями педагога Ольги Дорофеичевой и других энтузиастов тоже несколько лет действует музыкальная школа.
Из обладателей второй премии выделю 14-летнюю Софью Резникову: ученица ярославского педагога Алексея Баженова (ДМШ при колледже имени Л. В. Собинова) сыграла Экспромт Шуберта без всяких скидок на возраст, выступив наравне, например, с 24-летней кореянкой из Московской консерватории Ли Чжуен. У той, впрочем, свои достижения: хоть и смазала Четвертую балладу Шопена, зато с похвальным тщанием отнеслась к Пятой сонате Скрябина и, по-моему, неплохо прочувствовала «русский космизм» этой музыки.
Кроме того, второй премии удостоены два задорных в своем детски-непосредственном артистизме дуэта: Василиса Алещенко и Павел Пивоваров (ДШИ № 5 Ярославля) с пьесой «Путешествие в небеса» Владимира Сапожникова, Дана Белых и уже знакомый нам Вадик Шапыгин с Тарантеллой Гаврилина. Что до Алены Гришановой из Самары, которая учится в Московском университете культуры у Николая Кожина, то она уже вполне зрелая личность: приехав из родного города, пробилась сквозь изрядный конкурс на бюджетное место; в Вятском она глубоко, с чувством краски и полифонии сыграла редко исполняемую Прелюдию и фугу Чайковского, соль-минорную рапсодию Брамса, Этюд № 1 Прокофьева.
И вот мы наконец дошли до первых премий. Жюри во главе с профессором Московской консерватории Аркадием Севидовым присудило их двум 8-леткам – Варе Паршиной из московской школы имени С. С. Прокофьева (педагог Дмитрий Цыганов) и Роме Шеру из Гнесинской спецшколы (педагог Нигора Ахмедова). Какие же они разные – скупая на улыбки Варя и готовый каждую секунду к шутке и смеху Рома! Но за роялем – все только на самом серьезном уровне, от «Прогулки» Прокофьева и роскошного «Колокольного звона» Мусоргского у девочки до остро-контрастной Фантазии Моцарта и этюда Дебюсси «Доктор Градус ад Парнассум» у парня. А еще Рома, как мне рассказала его мама, может часами импровизировать и уже получил от профессора Гнесинской академии композитора Владимира Довганя первое «профессиональное» задание – написать музыкальные иллюстрации к «Острову сокровищ» Стивенсона. У ребят же постарше первое место отдали 14-летней Насте Ивченко из Гнесинской школы, передавшей и строгость барокко Баха (соль-мажорная прелюдия и фуга из первого тома Хорошо темперированного клавира), и блеск романтизма Листа («Хоровод гномов» и «Тарантелла»).
Мне кажется, Настя, как и Рома, и Соня Резникова, и, наверное, Варя Паршина, Вадик Шапыгин, имеют хорошие шансы стать серьезными музыкантами уже без всяких скидок на детство. Да и другим участникам этого желаю.
Конкурс в Вятском – это не только аплодисменты, но и серьезные бонусы, в том числе сертификаты обладателям первых премий на 50-процентную скидку при покупке нового рояля. По сути, это подарок на 600 тысяч рублей – вполне сравнимо с призами самых престижных конкурсов. Вятское – это и творческие путевки на зарубежные фестивали. Одна из них, в Вену, досталась 12-летнему Андрею Филонову, одаренному пианисту, которому занятия музыкой помогают справляться с аутизмом. Вятское – это мастер-классы с членами жюри, представляющими элиту нашей музыкальной педагогики. И логично, что Вятское – это дипломы лучшим педагогам: например, Дмитрию Цыганову из школы имени С. С. Прокофьева. Ведь успех ребенка – едва ли не на три четверти успех его учителя: это награда за учительский такт, терпение, чуткость, любовь.
Устроители обещают, что на будущий год соревнование пройдет в третий раз, и не исключено, что снова круг специальностей расширится. А уж на то, что увеличится число участников, они твердо рассчитывают.