Яркое свечение беспечного шепота События

Яркое свечение беспечного шепота

Исполнилось 60 лет со дня рождения Джорджа Майкла

Пожалуй, это один из самых противоречивых героев «золотой» эпохи британской музыкальной поп-культуры. Всемирная любовь публики и непрекращающиеся скандалы, знаменитые хиты и совсем забытые синглы, мировая слава и ранняя смерть в одиночестве – его судьба во многом оказалась трагична. Джордж Майкл стал подлинной звездой на небосклоне поп-музыки, которая ярко вспыхнула, рано угасла, но оставила ослепительный свет – он будет заметен нам еще долгое время.

Ему дали имя Георгиос Кириакос Панайоту – он родился в Лондоне в семье грека-киприота, иммигрировавшего в Англию и женившегося на англичанке. В воспитании будущего артиста не было ничего особенного – он получил самое обыкновенное начальное образование. Любовь к музыке привила ему мать, профессиональная танцовщица. Эта любовь всецело поглотила его – уже в шестнадцать лет увлечение привело Георгиоса вместе с одноклассником Эндрю Риджли и другими товарищами к созданию группы, которую они назвали The Executives. Они перепевали хиты Элтона Джона, Дэвида Боуи, Тома Джонса, The Beatles на школьных дискотеках, в метро, на улице, в ресторанах и барах – Эндрю играл на гитаре, а Георгиос пел. Настоящий успех пришел после «пересборки» группы в дуэт, в котором за музыкальную составляющую стал отвечать Георгиос, а за имидж – Риджли.

Воссозданный в 1981-м ансамбль получил название Wham!, и ему было суждено стать одним из самых успешных поп-проектов в истории музыки. Друзья удачно примерили на себя образ беззаботных повес, проповедуя гедонистический образ жизни – молодые, бесшабашные, но в то же время веселые и романтичные. Майкл с Риджли были стильно и при этом демократично одеты, невероятно харизматичны, оба обладали прекрасной пластикой. Несмотря на декларируемое ими равенство, Джордж Майкл (к этому времени он уже взял сценический псевдоним) смотрелся заметно выигрышнее своего партнера: большинство песен он исполнял сольно (Эндрю, по сути, отводилась роль бэк-вокалиста), да и все хиты были его авторства – и музыка, и слова. Но все же дуэт выглядел органично: каноническая красота и обаяние Риджли сочеталась с композиторским талантом и несравненным голосом Майкла. По сути, Wham! стала предтечей сверхпопулярных «мальчиковых» групп, от которых традиционно «тащится» добрая половина подростковой аудитории, в особенности ее женская  часть. Сегодня в этом жанре безраздельно царствуют K-pop-коллективы, такие как корейский BTS.

В середине 1980-х Wham! – настоящие герои своего времени. Их выступления проходили даже в коммунистическом Китае, повсеместно распространялась «whammania». Дуэт регулярно выдавал хиты. Первым в 1982-м стал Wham Rap! – этот сингл в стиле поп-данс с вкраплением рэпа, столь дерзко «отчеканенного» Майклом, взбудоражил британских слушателей смелостью текстов и зажигательностью. За наличие нецензурных слов песню даже снимали с эфиров, что только подогревало интерес к группе.

В 1984-м они покорили Штаты – на вершину американского чарта взлетел сингл Wake Me Up Before You Go-Go, а следом выходят настоящие шедевры, которые сделали Wham! группой мирового масштаба: Careless Whisper («Беспечный шепот») и Last Christmas («На прошлое Рождество»). В этих хитах удивительный голос Майкла раскрылся с совершенно другой стороны. Он был легок, прозрачен и при этом очень гибок – по всем параметрам его с уверенностью можно было назвать эталоном среди «сладких» теноров. Стоит отметить, что в вокальной манере Джорджа этого периода особо чувствуется влияние Майкла Джексона с его полушепотами, рывками и особыми приемами, но сам тембр нежного и певучего голоса нельзя было спутать ни с кем другим. Здесь же он раскрылся как талантливый сонграйтер, создавший по-настоящему легендарные песни. О не стихающей даже сегодня популярности Careless Whisper говорит количество просмотров клипа – только на YouТube его послушали более миллиарда раз, а без Last Christmas невозможно представить новогодние и рождественские праздники на протяжении почти сорока лет.

Сольная карьера Майкла началась фактически еще в составе дуэта – со временем стало ясно, что Эндрю Риджли, по меткому выражению одного журналиста, лишь «выполнял функцию лучшего друга Джорджа Майкла». Сразу после распада группы в 1986-м первый же сольный релиз певца под названием Faith (1987) обрел невероятный успех. Стильная и энергичная заглавная песня стала одним из знаковых хитов 1980-х, а 24-летний артист получил за пластинку «Грэмми» в номинации «Лучший альбом года». Faith оказался переломным проектом, который стремительно и навсегда ввел Джорджа Майкла в ранг «взрослых» поп-идолов – его даже начали называть «наследником» Элтона Джона. Особенностью альбома стала полистиличность, включавшая соул, фанк, джаз и даже рок, – тем сильнее впечатляла широта вокальных возможностей его голоса.

Джорджа Майкла трудно назвать плодовитым артистом:  за свою почти тридцатилетнюю карьеру в качестве сольного певца он выпустил всего пять студийных альбомов (включая Faith) – для сравнения, легендарный Дэвид Боуи только в 1970-х записал одиннадцать пластинок. В 1990-м вышел второй «сольник» Джорджа Майкла  Listen Without Prejudice, vol. 1, который подарил два новых хита: Praying for Time и Freedom! ‘90. Он принес и первый скандал – исполнитель обвинил лейбл Sony в недостаточном продвижении альбома, из-за чего началось судебное разбирательство, которое певец проиграл. Пока оно шло, Джордж Майкл  выпустил успешный кавер на песню Элтона Джона Don’t Let the Sun Go Down on Me в дуэте с самим автором (к слову, с королем британской поп-музыки у него всю жизнь были успешные творческие и близкие дружеские связи). В 1992 году Майкл принял участие в легендарном концерте-посвящении Фредди Меркьюри, спев его шедевры Somebody to Love, These Are the Days of Our Lives и ’39 вместе с группой Queen. Это яркое и экспрессивное выступление сегодня считается одной из лучших интерпретаций указанных хитов.

В 2002 году Джордж неожиданно попробовал свой талант в политической плоскости, выпустив сингл Shoot the Dog, посвященный начавшейся войне в Ираке. Особенно вызывающим стал видеоклип-мультфильм к песне – президент США и премьер-министр Великобритании предстали там в образах слабоумных злодеев. Нашумевший трек так и не дали включить в американскую версию последнего студийного альбома Patience (2004).

В поздние годы Джордж Майкл резко сократил творческую деятельность. В 2011 году в связи с болезнью легких он был вынужден прервать свой новый масштабный европейский тур Symphonica, на который возлагали большие надежды. Записи, сделанные во время гастролей, вошли в одноименный концертный альбом (2014), состоявший из его старых песен и каверов на популярные хиты.

Имя Джорджа Майкла будет увековечено посмертно в Зале славы рок-н-ролла

Symphonica сильно отличалась от всех предыдущих релизов – участие настоящего симфонического оркестра и великолепного духового бенда, стильные джазовые аранжировки, общее лирическое настроение и неизменно чарующий голос Майкла предопределили особое, изысканное звучание альбома. Эта работа стала последней записью в 35-летней карьере Джорджа Майкла. Он ушел в рождественскую ночь 25 декабря 2016 года – судьба злорадно насмехнулась над автором гениальной Last Christmas и одной из самых ярких звезд в истории поп-музыки.

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой