События июля Анонсы

События июля

5–9 июля
ФЕСТИВАЛЬ «ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ»
МУЗЕЙ «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ», ИСТРА

Сценическая площадка ежегодного open air фестиваля в Истре, быстро полюбившегося жителям Подмосковья, в этом году будет расположена между музеем «Новый Иерусалим» и Ново-Иерусалимским монастырем, что, по мнению организаторов, должно дать дополнительные возможности для размещения большей аудитории зрителей. «Лето. Музыка. Музей» уже традиционно ассоциируется с выступлениями Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова — и этот раз не станет исключением. Коллектив задействован в большинстве фестивальных событий, однако ожидаются и дебютанты, участие которых анонсируется особо. Вместе с Дмитрием Юровским музыканты ГАСО откроют пятидневный смотр; в фокусе — творчество Рахманинова, что предсказуемо, так как повсеместные празднования 150-летия композитора — лейтмотив завершающегося сезона. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (солист — Вадим Руденко) и Симфония № 2 — такова программа первого дня. 6 июля наряду с сочинениями Рахманинова будут исполнены пьесы Римского-Корсакова и Глазунова (за дирижерский пульт встанет Михаил Грановский). Музыка Чайковского, Танеева, Аренского, Лядова — на повестке 7 июля (с ГАСО воссоединится Дмитрий Юровский). 8 и 9 июля — дни Большого театра: эксклюзивные гости обещают представить в концертном исполнении оперу «Алеко» — написанную за две недели юношескую работу Рахманинова. Также в афише его крупнейшее сочинение начала 1910-х годов — поэма «Колокола» для смешанного хора, трех солистов и оркестра.

1, 2 июля
ФЕСТИВАЛЬ ЭТНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ «ЭТОЭТНО»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ КРЕПОСТЬ, ТЕРРИТОРИЯ КРОНВЕРКСКОГО ПРОЛИВА

Еще один фестиваль в формате open air — «ЭтоЭтно» — адресован не только адептам этнической музыки, но гораздо более широкой аудитории, о чем свидетельствует упрямая статистика: в год основания (2019) «ЭтоЭтно» посетили двадцать тысяч человек. Эта цифра увеличивается благодаря онлайн-трансляциям, к которым подключаются не только пользователи рунета, но и меломаны зарубежных стран. Не случайно в честь пятилетия проекта организаторами фестиваля подготовлена музыкальная программа с участием коллективов как из разных регионов России, так и из Казахстана, Сербии и Китая. Хедлайнеры — большой друг России знаменитый сербский кинорежиссер и музыкант Эмир Кустурица с The No Smoking Orchestra и популярный балканский исполнитель Марко Маркович.

Музыкантов ансамбля The No Smoking Orchestra, в составе которого Кустурица более двадцати лет выступает в качестве ритм-гитариста, называют «самыми неутомимыми гастролерами Восточной Европы». Не так давно маэстро решил поставить на паузу свою музыкальную активность и посвятить себя только кинематографу. Поэтому выступлением 1 июля Кустурица отметит триумфальное завершение концертной деятельности.

Гуру этнической музыки Марко Маркович и Big Brass Band дебютировали на «ЭтоЭтно» в прошлом году и теперь вернутся с обновленной программой. В этот же вечер на фестивале ждут российский музыкальный коллектив Ойме, представляющий финно-угорскую традиционную культуру и фольклор народов Северного Кавказа, китайскую певицу Пэн Иньлай, сербского диджея Тебру и других достойных исполнителей, приглашенных на «ЭтоЭтно»-2023. Приятной новостью является свободный вход на фестиваль.

6 июля
УМБЕРТО ДЖОРДАНО. «КОРОЛЬ»
БОЛЬШОЙ ТЕАТР, КАМЕРНАЯ СЦЕНА НА НИКОЛЬСКОЙ

Под занавес сезона Большой театр представит постановку последней оперы Умберто Джордано «Король». Эту музыкальную новеллу о притягательном образе власть имущих композитор придумал вместе с либреттистом Джоваккино Форцано — соратником Пуччини, Масканьи, Леонкавалло и других итальянских авторов. Героиня оперы — дочь мельника Розалина готовится стать женой Коломбелло — обычного парня, который не хватает звезд с неба. Дело идет к свадьбе, но однажды в лесу девушка видит красавца-короля во всем его величии и влюбляется в него, разрывая помолвку с Коломбелло. Однако после личной встречи с монархом в его покоях, увидев его без одежды, Розалина «исцеляется» — теряет к нему интерес и возвращается в Коломбелло. Заканчивается опера пышным прославлением короля.

Музыку Джордано к «Королю» — яркую, с интересными ансамблями, необычными текстурами звука — обычно сопоставляют с более поздним произведением — «Золушкой» Прокофьева: здесь искренняя лирика так же противопоставлена гротескной бравурности «псевдобарокко», олицетворяющего фальшь королевского двора. Нет сомнений — дирижеру Антону Гришанину, приглашенному на этот проект, будет интересно поработать с партитурой Джордано, а режиссер Юрий Муравицкий — дебютант в оперном театре — наверняка оценит остроумие и изящество либретто.

13 и 15 июля
АДОЛЬФ АДАН. «ПОЧТАЛЬОН ИЗ ЛОНЖЮМО»
«НОВАЯ ОПЕРА» ИМЕНИ Е. В. КОЛОБОВА

Выбор этого произведения — продолжение одной из репертуарных линий «Новой Оперы»: открытие редких или забытых страниц классического наследия. В музыкальной истории Адольф Адан остался, прежде всего, как автор балета «Жизель». Тем не менее он был очень продуктивным композитором, и многие его сочинения имели успех в XIX веке. «Почтальон из Лонжюмо» был показан более пятисот раз в Париже, исполнялся в Берлине, Вене, Лейпциге, Праге, Риге. В основе сюжета — нелепая история о почтальоне Шаплу, который обладает прекрасным голосом. После свадьбы с трактирщицей Мадлен он тут же уезжает в Париж по приглашению директора театра маркиза де Корси. Прошло десять лет, Шаплу стал востребованным солистом, Мадлен получила наследство. Воспользовавшись симпатией того же маркиза, она приглашает оперных звезд в свой дом. Шаплу не узнает супругу при встрече, а та не только узнает, но и решает проучить своего легкомысленного мужа.

Евгений Писарев, режиссер концертного исполнения в «Новой Опере» в этом году и постановки в следующем, нисколько не смущен избыточной театральностью и явной абсурдностью либретто, скорее наоборот: «Думаю, что неправдоподобность сюжета воспринималась так же и век, и два века назад. Может быть, за такой нелепостью, фантазией, за таким сновидением в театр и шли». Над «Почтальоном из Лонжюмо» Евгений Писарев поработает в тандеме с дирижером Клеманом Нонсьё. Партию Шаплу репетируют солист «Новой Оперы» Ярослав Абаимов и солист МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Кирилл Золочевский.

ХРОНИКА. ИЮЛЬ

6 июля 1877 года 37-летний Петр Ильич Чайковский венчался с Антониной Милюковой. Церемония прошла в церкви Святого Георгия на Малой Никитской улице в Москве. После свадьбы молодожены отправились на поезде в Петербург.

15 июля 1885 года Густав Малер приехал в Прагу. Здесь он получил ангажемент от Немецкого театра в лице Анджело Ноймана. Столица Чехии с ее музыкальными традициями означала для Малера переход на более высокий уровень. Он с энтузиазмом взялся за оперы Вагнера. В день вступления в должность под управлением Малера прошел «Лоэнгрин».

22 июля 1919 года в театре «Альгамбра» в Лондоне состоялась премьера балета «Треуголка» Мануэля де Фальи — виднейшего представителя испанской культуры XX века. Постановка была осуществлена балетмейстером Леонидом Мясиным и труппой «Русский балет Сергея Дягилева». К огорчению Дягилева, де Фалья не смог дирижировать премьерой «Треуголки», так как был вынужден срочно вернуться в Барселону.

В июле 1941 года, узнав о том, что в Москве начало формироваться народное ополчение, композиторы Никита Богословский, Виктор Морошкин, а также музыковед Виктор Виноградов явились в пункт сбора.

Летом 1984 года крупнейший деятель китайской музыкальной культуры, один из патриархов профессионального фортепианного и композиторского образования в Поднебесной Дин Шаньдэ (1911–1995) приступил к работе над фортепианным концертом. Замысел его возник в июле 1983 года на вокально-фортепианном конкурсе имени Чжу-цзян, когда участники вынуждены были исполнять сочинения только западноевропейских авторов. Пианисты обратились к Дину Шаньдэ с предложением создать концерт в китайском стиле, и через год мастер осуществил эту идею — так появился Концерт для фортепиано с оркестром B-dur (ор. 23).