Сто лет без помех События

Сто лет без помех

В сезоне 2023/2024 Симфонический оркестр Берлинского радио (RSB) отметит крупный юбилей

Профессиональный путь этого богатого традициями оркестра неразрывно связан с непростой историей столицы Германии в XX веке. Ни один другой немецкий коллектив на протяжении десятилетий не ощущал на себе столь сильного влияния политических факторов, как RSB. Его облик формировался параллельно со становлением и эволюцией радиовещания — сферы, которая сразу оказалась в центре внимания государства, хотя изначально мыслилась как свободная, неангажированная. «Радио должно осуществлять культурный прогресс, чтобы дать немецкому народу стимул и радость жизни», — считал Ганс Бредов, будущий председатель административного совета Национальной вещательной корпорации.

Фактически RSB был учрежден в 1925 году, однако официальной датой все же считается 29 октября 1923 года — тогда в Берлине вышла в эфир первая радиопрограмма, трансляция которой велась из здания Vox-концерна. В «золотые 1920-е» с их экономическим подъемом шло стремительное развитие новой информационной среды, и почти каждый день в прямом эфире в течение двух часов Берлинский радиооркестр выступал для быстро растущей аудитории: это были произведения классического репертуара, премьеры новых сочинений, фрагменты из опер. Сам Игорь Стравинский вместе с RSB представлял мировую премьеру своего Скрипичного концерта (солист — Самуил Душкин), а Курт Вайль — на тот момент уже имевшую сенсационный успех «Трехгрошовую оперу» (к обеим программам современный RSB уже обращался в предыдущем сезоне). В разные годы за дирижерский пульт RSB вставали Пауль Хиндемит, Артур Онеггер, Дариус Мийо, Сергей Прокофьев, Рихард Штраус, Арнольд Шёнберг.

Смерть и просветление

Коллектив регулярно участвовал в проходивших с большим размахом берлинских радиовыставках, в том числе в 1930 году, когда нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн в своей знаменитой речи призывал использовать радио в качестве инструмента для примирения народов. Всего три года спустя с установлением нацистской диктатуры радио оказалось в подчинении у национал-социалистической пропаганды. На страницах буклета, выпущенного к юбилейному сезону RSB, о годах Второй мировой войны воспоминает альтист Карл Шпаннагель. Музыкант рассказывает о том, как оркестр был вынужден давать «концерты по заявкам» для вермахта: «Мы играли Брамса, Шумана, Бетховена, а также народные шлягеры <…> звуками фанфар из Первого фортепианного концерта Листа — части Allegro marziale animato — сопровождали сообщения о затоплении подводных лодок». А потом, в 1945 году, по дороге на репетицию в Дом Радио на Masurenallee, Шпаннагель услышал «неясный гул и грохот, похожий на далекую грозу» — это были приближающиеся звуки артиллерийской канонады. Союзнические войска подходили к столице Германии, и вокруг здания радиостанции были вырыты траншеи. RSB стал первым симфоническим коллективом, выступившим в освобожденном от нацистов Берлине — это произошло 18 мая 1945 года. Затем последовал период физического и идеологического разделения страны, и оркестр отошел к подразделению Радио ГДР. Наряду с текущей вещательной деятельностью, в фокусе радиостанции была запись музыки — в прекрасно оборудованных студиях. RSB под руководством главного дирижера Германа Абендрота, а затем Рольфа Кляйнерта трудился над созданием обширного звукового архива с оркестровой музыкой всех эпох. После падения Берлинской стены RSB оказался на грани роспуска, однако, к счастью, вскоре вошел в состав компании Rundfunk Orchester und Chöre GmbH.

Главные вехи современной истории немецкой столицы и самого RSB как неотъемлемой ее составляющей послужили основой для масштабной юбилейной программы к столетию коллектива. В день икс — 29 октября — будет исполнена, к примеру, музыка Ханса Эйслера к художественному фильму «Куле Вампе, или Кому принадлежит мир?», снятому по сценарию Брехта, — RSB осуществил ее студийную запись в 1972 году вместе с дирижером Хайнцем Рёгнером. Рядом — фрагмент из симфонии Хиндемита «Художник Матис», тоже выпущенной RSB, но уже с Мартином Фишером-Дискау. В программе аж из девяти номеров, составленной Владимиром Юровским (с 2017 года руководителем RSB), нашлось место и классикам, и современникам — от последней части Серенады для струнных Чайковского до нового сочинения альтиста RSB Гернота Адриона «Фанфары для оркестра».

На пресс-конференции, посвященной новому сезону RSB, Владимир Юровский рассказал о предстоящих мероприятиях

Для Юровского, с его неизменным вкусом, безграничным кругозором и интеллектуальным подходом ко всему, что попадает в круг его интересов, юбилейный сезон — хороший повод поразмышлять над прошлым, чтобы лучше понять настоящее и заглянуть в будущее. Речь не только о событиях столетней давности. В 2020 году, когда новый вирус шествовал по миру и бесцеремонно закрывал на долгие карантинные месяцы концертные площадки и театры, особую ценность приобрело исполнение музыки в радиоэфире. «Во время пандемии, когда мы были лишены возможности выступать перед публикой, ключевую роль сыграл Sendesaal на Masurenallee: оттуда в режиме реального времени транслировались концерты для радиослушателей. Как и сто лет назад, когда радиовещание находилось у своих истоков, подобные передачи оказались единственной возможностью для большинства людей услышать нашу игру. Это было важно для оркестра», — говорит Юровский. Присутствие RSB в радиоэфире не сокращается: избранные выступления коллектива всегда присутствуют в сетке вещания Deutschlandfunk Kultur и rbbKultur. Благодаря прямым включениям из Берлина создается эффект непосредственного присутствия на концертах, сопричастности к музыкальным событиям в немецкой столице, а содержательные комментарии исполнителей, блиц-интервью добавляют происходящему эксклюзивности.

Владимир Юровский: Мир давно перестал походить на книжки с картинками, на которых мы росли

Одним из таких событий в юбилейном сезоне RSB обещает стать радиоконцерт 1 октября. Его концепцию можно кратко обозначить как единство музыки и слова. В программе — только русские авторы, деятельность которых в тот или иной период их творчества была связана с театром Мейерхольда и классикой литературы: это оркестровая сюита «Еврейский оркестр на балу у городничего», написанная Гнесиным для спектакля Мейерхольда «Ревизор», радиокомпозиция «Каменный гость» Шебалина, музыка Шостаковича к «феерической» комедии «Клоп» Маяковского. Нетрудно догадаться, что ниточки к этому концерту тянутся из московской занятости Юровского — подобный выразительный триптих, вне всяких сомнений, мог бы стать украшением одного из летних просветительских фестивалей Госоркестра, но, увы, у российской публики есть лишь один шанс приобщиться к тому, что будет происходить в стенах Дома Радио в Берлине, — настроиться на волну Deutschlandfunk Kultur. На этот проект Юровский пригласил Кирилла Серебренникова — по его мнению, наследника мейерхольдовской традиции. Также среди участников — актриса бывшей «Седьмой студии» Светлана Мамрешева.

Радиомачта в берлинском округе Шарлоттенбург-Вильмерсдорф является одним из символов германской столицы. Берлинцы в шутку называют радиовышку «Дылдой»

В сезоне 2023/2024 Юровский особенно выделяет исполнение «Торжественной мессы» Бетховена (12 ноября) и си-минорной Мессы Баха (28 января 2024) — оба сочинения он будет дирижировать впервые в жизни. Оба относятся к «зрелому» периоду творчества их создателей, оба масштабны, поражают грандиозностью замысла, эмоциональной силой воздействия, глубиной философского содержания; оба прославляют завоеванную веру в жизнь с той разницей, что Бетховен, в отличие от Баха, идет неортодоксальным путем, минуя христианскую догматику. Юровскому этот аспект наверняка тоже интересен.

Перед тем, как представить публике берлинского Концертхауса Мессу Баха, RSB вместе со своим лидером примет участие (18 января 2024) в ежегодном фестивале актуальной музыки Ultraschall. Юровский выбрал пять оркестровых пьес, одна из которых — Auf dem Meer — совсем новая, с солирующим аккордеоном, и ее автором выступает Ольга Раева. В целом, глядя на программу концерта, невозможно игнорировать гендерный фактор — предпочтение здесь отдано женщинам-композиторам. Три другие пьесы принадлежат соосновательнице Black Page Orchestra хорватке Миреле Ивичевич, стипендиатке DAAD-2016 Эльназ Сейеди и обладательнице «композиторской премии Германии 2023» Фарзие Фаллах. Разбавляет женскую компанию ученик Фаусто Ромителли Оскар Бьянки.

Соседство в коротком временном интервале современных опусов с духовной музыкой середины XVIII века, выросшей из лютеранской традиции, — привычная для Берлинского радиооркестра картина. «Для меня характерной чертой RSB является не специализация на каком-либо конкретном репертуаре или стиле, а скорее его творческая гибкость, — поясняет Владимир Юровский. — Радиооркестр должен уметь делать все и сразу, быть готовым к воспроизведению в прямом эфире любой музыки, даже той, которая только что вышла из-под пера композитора. И у RSB это получается! Приведу в пример недавнюю премьеру в Германии Фортепианного концерта Елены Фирсовой. Никто из оркестра раньше не слышал эту пьесу, однако на первой же репетиции она стала узнаваемой».

В июне 2024 года RSB вернется на Nalepastraße в Обершёневайде, юго-восточном административном округе Берлина — здесь, в здании бывшего Радио ГДР, оркестр работал на протяжении четырех десятилетий. В этом историческом месте Юровский намерен провести многодневный фестиваль. Обещают не только выступления в традиционном формате, но и ночные концерты, open air перформансы, семейные мероприятия, а также ди-джей сеты, для которых специально из Лондона приедет внук Сергея Прокофьева — Габриэль Прокофьев. Подробности и список участников пока держатся в секрете. И, вероятно, это лишь один из многочисленных сюрпризов предстоящего юбилейного сезона RSB.

Университетский прием События

Университетский прием

В Московском университете прошел концерт ГАСО России имени Е.Ф. Светланова под управлением Александра Лазарева

По лабиринтам смыслов и идей Альфреда Шнитке События

По лабиринтам смыслов и идей Альфреда Шнитке

Фестивалем «Лабиринты Шнитке» Свердловская филармония отметила 90-летие композитора

Где найти либреттиста События

Где найти либреттиста

Об итогах конференции «Встреча с театром»

Рождение музыки из воздуха События

Рождение музыки из воздуха

Правнук изобретателя терменвокса провел гастрольное турне по Турции