9 мая 2023 года ушла из жизни Людмила Григорьевна Ковнацкая — ученый с мировым именем, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской консерватории, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств, первый и пока единственный российский член Директории (глава Региональной ассоциации стран Восточной Европы) Международного музыковедческого общества (IMS), член-корреспондент Американского музыковедческого общества (AMS), заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов Санкт-Петербурга, обладатель звания «ученый года» за 1993 год.
Ведущий эксперт в области английской музыки, открывший в свое время творчество Бенджамина Бриттена не только советским, но и британским музыкантам-профессионалам и слушателям, Л. Г. Ковнацкая стремительно масштабировала свой широкоохватный исследовательский дар на важнейшие для музыкальной науки направления: поиск, изучение и публикация закрытых (или утраченных по различным причинам) музыкальных архивов, выявление и собирание, как она сама говорила, «перекрестных сцеплений сюжетов», служащих заполнению лакун музыкальной историографии, работа над воссозданием единого, неделимого текста отечественной культуры, соединением того, что М. Г. Арановский, однокашник, старший коллега и друг Л. Г. Ковнацкой, назвал «разорванной целостностью».
Универсализм научных интересов Людмилы Григорьевны в течение всей жизни был сфокусирован на трех основных, магистральных темах: Друскин — Бриттен — Шостакович, и корпус работ, посвященных каждой из них, составил веху в отечественном музыкознании. Приступив в 1991 году к изучению архива своего учителя, главы петербургской музыковедческой школы Михаила Семеновича Друскина (1905–1991), Людмила Григорьевна инициировала издание собрания сочинений ученого в семи томах (петербургское издательство «Композитор») под эгидой двух институтов — Санкт-Петербургской консерватории и Российского (Зубовского) института истории искусств, с которыми Друскин до конца своих дней был крепко связан. Работа над первым томом, «Клавирная музыка» (2007), продолжалась двенадцать лет; четвертый том представил разномасштабные труды о Стравинском; пятый включает в себя работы о революционном фольклоре, отечественном и зарубежном; шестой объединил статьи и доклады, посвященные широкому кругу проблем отечественной и зарубежной музыки и историографии последних четырех столетий. Седьмой том, изданный в 2018 году, представил впервые опубликованные биографические материалы и документы жизни и деятельности М. С. Друскина. Во второй и третий тома войдут монография «И. С. Бах» (1982), исследование «Пассионы и мессы И. С. Баха» (1976), а также цикл баховедческих работ и статьи, которые сам автор оценивал как дополнение к своей бахиане. Представляя на конференции к 35-летию кафедры музыкальной критики Петербургской консерватории (2011) этот фундаментальный труд, объединивший для работы в редколлегиях каждого тома несколько десятков исследователей — авторитетных ученых и недавних учеников, Людмила Григорьевна неизменно подчеркивала его актуальность для современной науки: «Основной задачей было издать тексты Друскина в нетронутости, как памятники культуры, поместить их в исторический контекст своей эпохи — эпохи написания и публикации, в контекст биографии (научной, творческой и педагогической) автора, а далее — откомментировать с позиций достижений мирового и отечественного музыкознания сегодняшнего дня, дабы почувствовать и оценить их сегодняшнюю актуальность».
С именем Бенджамина Бриттена имя Людмилы Ковнацкой связано прочно и навсегда.
Обе ее диссертации — «Английские национальные традиции в творчестве Бенджамина Бриттена» (1970) и «Бенджамин Бриттен и английская музыка первой половины XX века» (1988) — посвящены творчеству композитора и исследуют контекст английской музыки первой половины XX века. Монография «Бенджамин Бриттен» (1974) остается единственной на русском языке и первой в мире масштабной работой, в которой представлен анализ его произведений. М. С. Друскин как-то сказал, что талант музыковеда — активное отношение к действительности, и это в полной мере характеризует Людмилу Григорьевну, так как благодаря ее сколь энергичным, столь и вдохновенным усилиям английская музыка стала органичной частью нашей музыкально-концертной жизни. Она выступила организатором фестивалей к юбилеям (80-летию и 85-летию) Бриттена в Санкт-Петербурге, художественным руководителем фестиваля «Мир музыки Бенджамина Бриттена» в Ереване (1996), а также художественным руководителем международного фестиваля «Английская музыка в Санкт-Петербурге». В год 100-летия Бриттена по инициативе Ковнацкой была проведена серия камерных концертов в Бетховенском зале Большого театра (руководитель проекта — Алексей Гориболь), циклы премьер в Перми, Екатеринбурге, Тбилиси. Людмила Григорьевна неизменно оставалась в центре этих событий, неутомимо работая над составлением концертных программ и буклетов к ним, выступая с лекциями перед концертами, привлекая к сотворчеству многих замечательных музыкантов из разных стран.
Свою многолетнюю работу с архивом Шостаковича — от сборника к 90-летию со дня рождения композитора (1996) до трехтомника «Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919–1930» (2013) — Людмила Григорьевна объяснила в одном из интервью «маниакальным желанием визуализировать все грани исследования и тем самым музыку ДДШ». Принцип этих исследований суммирован в последней монографии Л. Г. Ковнацкой «Главные темы: Бриттен, Шостакович и другие» (2018) и свидетельствует о строго документальной направленности изучения биографии и творческого наследия композитора, открывающей новый этап осмысления его музыки в новом тысячелетии. Творческий путь Шостаковича представлен Ковнацкой в ракурсе важнейшего для нее метода исследования «новонайденных рукописей и ревизованных биографических сюжетах, архивных материалах, связанных с ленинградским музыкальным авангардом 1920-х годов <…> будь то ныне забытые заметки в старых изданиях, обнаруженные в архивах протоколы, документированные устные свидетельства, письма».
Очень трудно выделить самое значимое в деятельности Людмилы Григорьевны, зная ее увлеченность, пристрастность к каждой теме, которой она занималась, и уникальный дар мгновенной гармонизации всего, с чем она соприкасалась: раскрывались на лучших страницах тома, восставали из пепла рукописи, партитуры находили своих исполнителей, а книги друзей — оказии для передачи, изыскивались числившиеся утраченными документы, реализовывались казавшиеся немыслимыми по своей сложности проекты, друзьями и соратниками становились люди, живущие в разных странах и еще недавно не знакомые друг с другом. Важным всегда было то (тот), чем (кем) она в данный момент занималась, и это качество было связано не только с высочайшим профессионализмом, но и с невероятной любовью, с которой она относилась к людям, ее окружавшим.
Почти в каждом рассказе, которые были объединены учениками и друзьями Людмилы Григорьевны в сборник «Liber amicorum Людмиле Ковнацкой» (2016), изданный в качестве приношения к ее 75-летию, сохранены воспоминания об этом удивительном ее свойстве.
Феномен ее личности сформировал уникальное явление петербургской музыкальной культуры: научную школу профессора Ковнацкой — выращенное в прямом смысле слова «древо музыки», где заботливо оберегаемая «корневая система» и постоянно укрепляемый «ствол» дали жизнь обильной «кроне» и множеству «побегов». Имея международный авторитет крупнейшего ученого и признание на мировом уровне опубликованных ею трудов, она, очевидно, могла бы уехать и продолжить работу за пределами Санкт-Петербурга. Но она предпочла остаться здесь, развивая и укрепляя отечественную школу музыкознания, поддерживая и вдохновляя всех, кто был счастлив быть частью вселенной по имени Мила.