Гора горевала События

Гора горевала

На Дягилевском фестивале показали open air оперу на текст Марины Цветаевой

Вместо зрительного зала – набережная в предрассветный час, взамен планшета сцены – склон на фоне церкви. Драматические актеры взаимодействуют с пластикой, а аутентичный фольклор – с электронным звучанием. Получилось визуально сочно, музыкально, а главное – доступно как для искушенной фестивальной публики, так и для жителей Перми.

«Поэма» Цветаевой – художественная саморефлексия поэтессы, ее переживания после разрыва с любимым человеком. Житейское возведено здесь до уровня библейской катастрофы – текст наполнен отсылками к античности или цитатами из мировой культуры, изобилует уверенным слогом – ритмичным и жгучим. Неслучайно «Поэму горы», как и последовавшую за ней «Поэму конца», литературоведы относят к началу зрелого поэтического периода Марины Цветаевой.

«Поэма горы». Сцена из спектакля

Режиссером open air оперы выступила Серафима Красникова, известная в большей степени по актерским работам в театре и кино. Ей удалось собрать молодую талантливую команду, чья творческая созидательная энергия пересобрала текст «Поэмы», высветила множество новых смыслов.

Оперу играли дважды – каждый раз sold out. Действо происходило ночью на набережной Камы. Виден склон холма, за ним – церковь (на самом деле Пермская художественная галерея – бывший Спасо-Преображенский собор). Слева в ротонде разместились музыканты, у подножия холма – зрители, по центру – актрисы и певцы. На лестнице, которая ведет к набережной, – все, кому не досталось билета. Здесь же расположились и жители Перми, с интересом наблюдавшие за open air оперой.

«Поэма горы». Актрисы Екатерина Смирнова и Лариса Машкина

Текст Цветаевой сохранен полностью, без купюр и каких-либо вставок. При помощи видеопроекции текст транслировался на склон холма. Центральные роли в опере исполняли драматические актрисы Екатерина Смирнова, Любовь Толкалина и Лариса Машкина (на втором показе – Елена Лукьянчикова). Все они – ипостаси лирической героини «Поэмы». Актрисы интонируют и пластически проживают цветаевский текст, поют или падают в изнеможении, скатываются с вершины холма вниз и поднимаются вновь.

Наравне с актерами действующими силами оперы стали солисты musicAeterna Folk (музыкальный руководитель – Елизавета Аньшина). Одновременно они и герои действа, и закадровый голос, рассказывающий историю через пропевание аутентичного фольклора. Необычная пластика (кропотливая работа хореографа Ольги Цветковой) и яркие одежды артистов (художник Вадим Тишин изготовил их из понёвы – сакрального элемента русского народного костюма) вызывают в памяти сочные кадры кинолент Сергея Параджанова.

Аутентичный фольклор в опере наслаивается на оригинальный саунд, созданный композитором Дмитрием Мазуровым. В «Поэме» гармонично соединяются электронное звучание и «живые» музыкальные инструменты – всю оперу сопровождает безупречная игра солистов оркестра «Эйфория» под управлением дирижера Елизаветы Корнеевой. Музыканты тонко реагируют на происходящее – лирическое интермеццо в четвертой части «Как на ладонях», напряженный саспенс в седьмой части «Гора горевала».

«Поэма горы». Финал спектакля

Спектакль, поставленный Серафимой Красниковой, соотносится с «фонологической каменоломней» цветаевских текстов – высвечивает и подчеркивает скрытое в «Поэме». Из мусора воспоминаний актрисы «достают» собственное прошлое, а фольклорный ансамбль вторит им, заполняя близкими по аффекту аутентичными композициями. Пьянящие параджановские цвета, как и все ночное действо, создают ощущение ритуальности и сакральности.

Опера начинается с кульминационной точки, и далее вместе с цветаевским текстом стремительно движется вниз, к символической смерти и воскрешению. Незримо наблюдающий за происходящим безымянный герой (роль доверили Вадиму Тишину) медленно поднимается на вершину. Взойти на гору предстоит и каждому зрителю – туда, откуда все и началось.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»