Легендарный коллектив был основан в 1956 году по инициативе Юлия Реентовича, и уже первые его появления на сцене сопровождались ажиотажем у публики. В последующие десятилетия музыкантов ждали неоднократные международные гастроли, записи на «Мелодии», выступления на правительственных мероприятиях. Хачатурян, Щедрин, Хренников, Светланов и многие другие композиторы специально писали для Ансамбля, а выдающиеся солисты почитали за честь выступить вместе с ними. В начале 1980-х энергия первоначального творческого импульса стала иссякать, и в 1984 году коллектив на три десятилетия прервал работу.
В 2014 году инициативу по воссозданию Ансамбля скрипачей взял на себя Игорь Свичкаренко. Задача сложнейшая: поиск репертуара, организация репетиций в условиях плотного расписания Большого, пробные выступления… Наконец, 9 июля 2023 года на Новой сцене – своеобразная «инаугурация» возрожденного коллектива в стенах родного ГАБТ. Семнадцать артистов в строгой черной одежде, чуть позади, на возвышении – концертмейстер (Анна Гришина).
Для своего дебюта музыканты подготовили популярные сочинения, любимые широкой публикой. Обилие хитов академической музыки в программе иногда воспринимается как плохой знак с точки зрения предполагаемого качества исполнения, но здесь – случай противоположный. Такие шлягеры, как «Полет шмеля» Римского-Корсакова или «Цыганская мелодия» Дворжака, воспринимались как нечто новое в интерпретации столь высокого уровня. Удались Ансамблю и драматически насыщенные произведения: в обработке «Лесного царя» Шуберта музыканты смогли создать настоящий «театр одного тембра», выступая от имени трех контрастных героев баллады. Среди лирических номеров концерта особый отклик публики вызвал Антракт из балета «Раймонда» Глазунова: семнадцать скрипачей продемонстрировали такое невероятное единство в тонких деталях фразировки, что неискушенная в оркестровых «секретах» аудитория, вероятно, воспринимала этот номер как волшебство. Отдельно хотелось бы отметить работу сценической части, сумевшей подобрать гармоничный визуальный ряд: сменяющиеся на заднем фоне фотографии первого состава Ансамбля скрипачей напоминали об исторической преемственности коллектива.
Для участия в премьерном концерте Ансамбля были приглашены и исполнители на других инструментах. Особенно заметным стало выступление трубача Степана Бачевича, лауреата недавнего Конкурса имени Чайковского: он был убедителен и в виртуозном Hora staccato Динику, и в чувственном романсе Листа «Как дух Лауры…». Украсили программу и вокалисты. Тенор Илья Селиванов спел романсы Грига и Чайковского, а сопрано Юлия Томина исполнила раритеты – изысканную Арию из «Бразильской бахианы» Вила-Лобоса, романсы «Фонтану Бахчисарайского дворца» Александра Власова, а также «Здесь хорошо» Рахманинова.
Музыканты оркестра с точки зрения публики часто остаются в тени блестящего сценического успеха оперных див и балетных звезд, но в этот день в фокусе внимания оказались именно эти труженики из недр оркестровой ямы: выйдя на сцену, в свет софитов, они сполна вознаградили слушателей своим исключительным мастерством. Идеальный ансамбль, безупречная отделка деталей и зажигательный энергетический драйв, соединившись вместе, породили настоящее чудо: это тот редкий случай, когда критика в бытовом значении этого слова, как фиксация недостатков, едва ли возможна за отсутствием таковых.