Под сводами затонувшего собора События

Под сводами затонувшего собора

«Русалка» Дворжака на сцене Ла Скала

Несмотря на мировую популярность оперного шедевра Антонина Дворжака, в Ла Скала «Русалку» поставили впервые. Над спектаклем работали: дирижер Томаш Ханус, режиссер Эмма Данте, сценограф Кармине Марингола, художница по костюмам Ванесса Саннино, художник по свету Кристиан Цукаро, хореограф Сандро Мария Кампанья.

С дебюта Эммы Данте в Ла Скала и в опере прошло больше десяти лет: в 2009 году ее «Кармен», яркая, самобытная и провокационная, ворвалась на орбиту музыкального театра. С тех пор актриса, кинорежиссер и писательница Данте прошла долгий путь в оперной режиссуре: на сегодняшний день в ее активе около полутора десятков спектаклей, реализованных по всей Италии. Принимая «условия» Дворжака – Квапила, постановочная команда воплощает лирическую сказку, где детали почерка Данте & Co узнаваемы, но не доминируют и не отвлекают. В данном случае широко использован излюбленный прием режиссера максимально задействовать пластический элемент: человеческое тело имитирует животных (черный кот Ежибабы, розовые лани) и фантастических существ (лешие, ундины), которые населяют сценическое пространство.

Кармине Марингола реализует два основных места действия, соответствующие, с одной стороны, двум противопоставленным в произведении мирам (сказочной природы и людей), а с другой – подчеркивающие их взаимопроникновение. События первого акта разворачиваются в полуразрушенном старинном готическом соборе на опушке леса; игра света на серовато-голубых покрытых мхом стенах создает впечатление колышущихся вод, словно затонувший собор поднимается со дна лесного озера. Имеется в наличии и само озеро – бассейн с настоящей водой, в котором плещутся ундины, предстающие перед нами как мини-команда синхронного плавания.

Уже со звуками увертюры появляются охотники с ружьями, преследующие добычу – розовых полунимф-полуланей, за ними выходит Принц, и немного погодя из кулисы выезжает Русалка. Из-под ее длинного розового платья с кринолином свисают щупальца: как и у всякой обитательницы водной стихии, у нее нет ног, а потому передвигаться по суше (то есть по сцене) ей приходится сидя в коляске. Несмотря на зелье, процесс превращения озерной девы в человеческое существо вовсе не безболезнен: помощники Ежибабы (недавно изображавшие охотников) не очень деликатно освобождают Русалку от длинных щупалец, а в помощь ее неокрепшим ножкам из-под колосников спускается огромных размеров рыболовный крючок (тут пояснения излишни).

Прежде чем перенести зрителя во дворец, в первые минуты второго акта, постановщики опускают зеленый занавес (очевидно, представляющий дворцовый парк), состоящий из густых зарослей, от которых неожиданно отделяются фигуры лесных существ, с которыми Русалка весело резвится на глазах у Принца. Но беззаботное счастье девушки скоротечно, зеленая стена безвозвратно уплывает к колосникам, открывая элегантное убранство дворца в синих тонах, наполненное одетыми в причудливые розовые костюмы придворными, напоминающими марионеток. Здесь странной немой пришелице не рады. Сцена с Иноземной Княжной разворачивается на фоне трапезничающих придворных, которые с аппетитом поедают… щупальца Русалки. Не принятая во дворце, а теперь и лишенная внимания Принца, она напугана этим зрелищем, пытается спастись бегством, натыкаясь на официантов и слуг, затем оказывается в толпе танцующих, старается подражать им, имитирует балетные па, но в изнеможении опускается на пол. Ее кладут на подобие плота в бассейне, а цветы, о которых поется в тексте свадебного хора, сыплются на уже бездыханное тело Русалки, воплощая безрадостное пророчество Водяного. Неожиданно в центральном дверном проеме возникает двойник его несчастной дочери, наблюдающий за происходящим. Этот момент получает логическое завершение в финале акта: фигура отвергнутой Принцем немой невесты плавно поднимается вверх, а из-под ее гигантской розовой юбки свешиваются вновь отросшие щупальца. Мечтавшая попасть в мир людей Русалка не смогла в нем прижиться и умерла, воскресив опасную обитательницу водных глубин – не то сирену, не то медузу.

Третий акт воспроизводит атмосферу первого: Русалка обретает голос, но вновь теряет способность самостоятельно ходить и без коляски передвигается с большим трудом. Трагическая развязка решена без спецэффектов: неудержимо влекомый к месту первой встречи с исчезнувшей возлюбленной, Принц приходит к затонувшему собору и после поцелуя тихо умирает в объятиях Русалки.

Музыкальная составляющая порадовала и высококачественным кастом, и чутким дирижерским прочтением. Томаш Ханус, чех по происхождению и знаток национальной оперы, провел спектакль на одном дыхании, мастерски аккомпанируя певцам и выводя оркестр на первый план в многочисленных симфонических эпизодах, которыми пронизана эта удивительной красоты партитура.

Блестяще исполнила заглавную партию солистка Венской оперы Ольга Бессмертная, у которой эта партия давно в репертуаре. Она показала не только безукоризненное владение голосом, но и недюжинные актерские способности. Данте разработала для героини подробный и сложный рисунок роли, с которым Бессмертная справляется наилучшим образом. Корректен и ровен как в вокале, так и сценически партнер Бессмертной Дмитрий Корчак. Его Принц органично вписывается в музыкальную характеристику, которой наделен персонаж: красивые, но несколько обобщенные и безличные мелодии не лишены выразительности, но в то же время не обладают яркой индивидуальностью, и без труда подошли бы любому среднестатистическому герою-тенору.

Хороши Водяной Йонгмина Парка и Иноземная Княжна Елены Гусевой. Яркие и характерные образы получились у Окки фон дер Дамерау (Ежибаба), Светлины Стояновой (Поваренок) и Иржи Райниша (Ловчий), красивые и интересные голоса в комплекте с очаровательной внешностью продемонстрировали три Лесные нимфы (Хила Фахима, Юлиана Григорян и Валентина Плужникова), отличную работу проделал хор театра под управлением Альберто Малацци.

Университетский прием События

Университетский прием

В Московском университете прошел концерт ГАСО России имени Е.Ф. Светланова под управлением Александра Лазарева

По лабиринтам смыслов и идей Альфреда Шнитке События

По лабиринтам смыслов и идей Альфреда Шнитке

Фестивалем «Лабиринты Шнитке» Свердловская филармония отметила 90-летие композитора

Где найти либреттиста События

Где найти либреттиста

Об итогах конференции «Встреча с театром»

Рождение музыки из воздуха События

Рождение музыки из воздуха

Правнук изобретателя терменвокса провел гастрольное турне по Турции