Каждые два года Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой дарит нам возможность оценить реальное положение дел в современном вокальном мире – ощущаются достижения и яснее очерчивается комплекс проблем, над которыми еще предстоит много работать. Исторически конкурс занял просветительскую нишу: Елена Васильевна, аккумулируя вокруг себя лучшие творческие силы мира, стремилась помочь начинающим певцам не словом, а делом, подключала к конкурсным прослушиваниям формат консультаций и мастер-классов. К счастью, сегодня эта важная стратегическая линия не прерывается благодаря деятельности Фонда Елены Образцовой и ее же Культурного центра.
Невозможно от каждого конкурса требовать еще на этапе отбора заявок достижения высочайшего уровня: например, Конкурс имени Чайковского мы хотим видеть именно таким идеальным, но должны быть состязания не хуже и не лучше, а другие, направленные не только на поиск будущих оперных звезд, но и на образовательный процесс. Кстати, не зря существует и детский конкурс Елены Образцовой: следить за постепенным становлением певца крайне интересно.
В нынешнем году оргкомитет конкурса немного отошел от собственных традиций: первый тур провели по видеозаписям. За два дня на сцену Капеллы Санкт-Петербурга с изумительной и комфортной акустикой вышли 49 певцов. Да, внимательно отслушать такой марафон нелегко, однако оно того стоит. Все вокалисты обладали разной подготовкой, в большинстве своем нуждались в серьезных вокальных корректировках. Например, в раннем возрасте пели крепкий и непосильный для себя репертуар, форсировали звук, у многих ощущались зажимы, не обошлось без различных дефектных призвуков, скрывающих красоту и естественность тембров.
Не только вокальные трудности мешали молодым певцам добиться успехов, имело значение и многое другое. Ключевой проблемой остается грамотное пение на иностранных языках, подчеркивающее проблемы с воплощением музыкальных стилей. К примеру, нередко казалось, что Моцарт не мастер «инструментального» пения, а композитор-верист.
Если технику и стиль все же можно объяснить, то воспитать хороший вкус гораздо сложнее. Вкус как оценочный фактор распространяется не только на качество интерпретаций, но и на внешний вид: «встречают по одежке», концертный наряд должен соответствовать месту и действию. Смотрится странно, когда девушки выходят на дневные прослушивания в роскошных вечерних нарядах. Сегодня и это является неотъемлемой частью профессии оперного артиста.
Где всему этому научиться? Не секрет, что вокальное образование требует реформ, учебные планы плохо соответствуют требованиям современного театра. Именно конкурс и позволяет делать выводы: происходит важнейшее для певцов общение друг с другом и с членами международного жюри, каждый из которых открыт и желает помочь. В этом году приехали три ведущих европейских агента: Алессандро Ариози (Италия), Тедди Герстель (Швейцария) и Алессандро ди Глория (Италия). После второго тура они встретились с участниками, которые не прошли в финал, и подробно разобрали все плюсы и минусы конкурсных выступлений. Каждый мог подойти и попросить совет у легенды Большого театра и мировой оперы Маквалы Филимоновны Касрашвили, пообщаться с востребованной певицей, солисткой Большого театра Республики Беларусь Оксаной Волковой и директором ГАБТ имени А.Навои в Узбекистане тенором Рамизом Усмановым.
Как часто бывает, конкурс в этом году сложился к третьему туру, когда будущих лауреатов удалось послушать с оркестром – профессиональную поддержку на высоком уровне молодым голосам обеспечили музыканты Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга под управлением Ивана Столбова. Финалисты исполнили две арии – русскую и зарубежную. Кстати, конкурсные требования вполне адекватные: в первом туре нужно спеть старинную музыку и арию XIX века, во втором – два камерных произведения и итальянскую арию XVIII-XIX веков.
Гран-при в 2023 году по решению жюри не присудили – действительно, явного и однозначного лидера не было. Замечательно, что оргкомитет и жюри не постеснялись подчеркнуть эту ситуацию. Лауреатом первой премии стал баритон из Армении Аксел Давеян, обладающий харизмой и ярким тембром, он уверенно шел на протяжении всего конкурса, и победная Каватина Фигаро из «Севильского цирюльника» Россини принесла ему заслуженный успех.
Вторую премию жюри решило поделить между двумя интересными исполнителями. Игорь Онищенко из Украины буквально недавно был баритоном, но к тридцати годам почувствовал, что может петь тенором: этот удивительный случай, возможно, и сохранил выдающуюся драматическую природу его голоса с невероятной «стенобитной» мощью и силой. Конечно, сейчас нужно положить много сил на преодоление естественных технических трудностей, связанных со сменой типа голоса, но после этого пути у нас наконец-то появится настоящий Герман для «Пиковой дамы» Чайковского.
Также на второе место члены жюри определили меццо-сопрано Валерию Торунову, чей голос «вырастает» и обогащается буквально с каждым днем: кроме ощутимого потенциала голоса, певица имеет впечатляющую артистическую природу и интеллект, весь редкий комплекс приковывает к ней повышенное внимание слушателей. В идеальном ансамбле с Валерией Торуновой выступил пианист Марк Ваза – он получил звание лучшего концертмейстера.
Третье место разделили две сопрано – Елизавета Кулагина и Чжан Лэй из Китая. Елизавете Кулагиной также вручили один из специальных призов, которых на конкурсе учредили очень много. Хибла Герзмава подарила ей свою премию к 100-летию Марии Каллас. Награждение оправданно, поскольку с точки зрения техники к этой участнице придраться было сложно: третье место скорее обуславливается тем, что Елизавета Кулагина не конкурсная певица, она гораздо выгоднее смотрится в полноценном спектакле. Чжан Лэй, напротив, допускала серьезные ошибки во втором туре и даже в финале: но на гала-концерте, вероятно, преодолев конкурсное волнение, она свела свои «потери» к минимуму.
На всех премии разделить невозможно, но два дипломанта лауреатам точно не уступали. Для условной справедливости их отметили по-другому. Александра Соколова, обладающая роскошным колоратурным сопрано и блестяще исполнившая в третьем туре сложнейшие Куплеты Олимпии из «Сказок Гофмана» Оффенбаха, получила специальный приз от Николая Баскова в честь Монтсеррат Кабалье. Вместе с экземпляром журнала «Музыкальная жизнь» приз вручил продюсер Павел Токарев – именно его статью в память о великой примадонне мы недавно публиковали. Специальный приз «За лучшее исполнение русской оперной арии» к 150-летию Федора Шаляпина получил молодой бас Жасурбек Хайдаров. Нет сомнений, что его ждет прекрасное будущее: он уже обладает «фирменным» европейским звучанием, помноженным на отточенную стилистику во всем репертуарном списке.
Открытием и «надеждой» конкурса многие справедливо назвали меццо-сопрано Валерию Горбунову, она стала дипломантом и получила приз зрительских симпатий. Никакие естественные для начального этапа обучения технические трудности не помешали нам услышать великолепные данные певицы, чей большой, полетный и, главное, запоминающийся голос, возможно, еще заставит о себе говорить. Пусть даже Валерия получила пока всего лишь диплом, Конкурс Елены Образцовой помог ей понять, что она не зря выбрала вокальный путь. Такие результаты не могут не радовать!