Тот, кто этого не видел и не слышал, наверное (мягко скажем), сильно удивится: да как такое собрать? И какой слушатель выдержит? Однако собрали – больше трех часов музыки, три отделения…
И все это время, с семи вечера до двенадцатого часа ночи 31 мая, сцену Большого зала Белгородской государственной филармонии не покидал филармонический Оркестр русских народных инструментов, а зрительные ряды оставались переполненными. Лица – отнюдь не стариковские, основная часть публики – 20–30-летние люди, многие с семьями. В конце грянула долгая овация.
«Парады дирижеров» проводятся в Белгороде с 2012 года, нынешний – уже четвертый. Музыка для народных инструментов – традиционное для России направление, начатое 130 лет назад легендарным петербургским подвижником Василием Андреевым. О том, что традиция эта не музейная, а живая, можно судить хотя бы по разнообразию репертуара концерта и его лиц. Здесь и сам Василий Андреев – его бравый и помпезный Полонез в трактовке народного артиста России Анатолия Винокура (Краснодар). И переложения классической музыки – «Май» Чайковского (заслуженная артистка России Галина Перевозникова, Череповец), «Пляска скоморохов» Римского-Корсакова (Галина Токарева, Пермь), «Народный праздник» Шостаковича (заслуженный артист России Сергей Безбородов, Омск), пьесы из «Карнавала животных» Сен-Санса (Дина Осипова, Липецк)… И джаз, регтайм – например, знаменитый «Пустячок» Лероя Андерсона, под управлением израильского (в истоках белгородского) дирижера Льва Арштейна и с соло отменного баяниста Александра Сахарчука звучащий не менее задорно, чем в общеизвестной версии спиваковских «Виртуозов Москвы».
О виртуозности солистов стоит сказать особо. Когда известная московская домристка Екатерина Мочалова играет финал Скрипичного концерта Чайковского, кажется, что Петр Ильич и писал эту музыку для домры с ее богатыми выразительными и техническими возможностями. Смелые импровизации и юмор знаменитого балалаечника Андрея Горбачева («Интродукция и Чардаш» Александра Цыганкова) буквально наэлектризовали зал. Прекрасное сочетание народных и классических инструментов в «Концертной пьесе» Зденека Кротила продемонстрировали оркестр под управлением московского маэстро Бориса Ворона и феноменальный белгородский ксилофонист Александр Бутурлакин.
А если сочетаются домра или балалайка с ксилофоном или флейтой – что мешает включению в ансамбль, например, башкирского курая (солист – народный артист Башкортостана Рамил Гайзуллин), калмыцкой домбры (народный артист Республики Калмыкия Арслан Шавгуров), молдавского ная (Вячеслав Змеу)? Совместное же «пение» курая и армянского дудука (Карен Вирабян) просто заворожило зал. Можно ли представить себе более наглядное свидетельство национальной природы и интернациональной понятности языка музыки?
Наконец, для народных инструментов пишется и современный оригинальный репертуар. Сколько ярких, свежих страниц в «Фильме-концерте» Евгения Петрова, где эффектно солировали пианистка Ирина Литвинова и уникальный санкт-петербургский контрабас-балалаечник Михаил Дзюдзе. Как чутко оказалось ухо дирижера и композитора Дмитрия Калинина к ритмам джаз-рока, что он доказал своей композицией «Lady in Folk (Барыня)» в увлеченном исполнении якутских музыкантов – балалаечника Дмитрия Швецова и дирижера Юлии Швецовой.
Возможности этой музыки и музыкантов, как видим, огромные. Но где, кроме белгородского и подобных ему филармонических залов, можно ее услышать? Например, вспомните ли вы, когда в последний раз видели и слышали народные инструменты по телевидению, если, конечно, не считать резервацию под названием «канал “Культура”»?
Вот об этом – недостаточном продвижении нашего же культурного достояния – шла речь на другой, дискуссионной части «Парада дирижеров», на конференции и круглых столах ее участников. Что особенно важно – звучали не стенания, а мысли о том, что можно и нужно делать.
Есть совсем простые рецепты. Например, молодой преподаватель музыкального колледжа при Белгородском институте искусств и культуры Юрий Фукалов, с которым мы познакомились на мастер-классах, проводимых в дни Парада столичными виртуозами, поделился наблюдением: концертируешь по области – и замечаешь, что именно из тех районов, где побывал, к тебе потом приезжают желающие обучаться ребята. Пример заразителен!
Но ведь надо, чтобы тебя еще позвали на концерт. Как повысить престиж народных инструментов?
Главный дирижер Оркестра русских народных инструментов (он же художественный руководитель Белгородской государственной филармонии) Евгений Алешников рассказал об опыте сотрудничества со столичными кинематографистами из объединения «Культурный регион». Тем для фильма о Белгородчине понадобился кадр с оркестром длиной в несколько секунд. Звучание коллектива так увлекло московских гостей, что они сами предложили снять целый клип. Не взяв ни копейки. Наоборот, когда девушкам и парням в концертной одежде стало невмоготу на 35-градусной жаре (снимали в красивом месте на вершине Меловой горы), съездили в город и привезли несколько ящиков воды. Сейчас этот полный природной и музыкальной красоты ролик на джаз-роковую композицию Дмитрия Калинина «Весна» собирает в соцсети «ВКонтакте» шестой десяток тысяч просмотров – почти столько же, сколько дали все предыдущие записи коллектива.
И это не рекорд. В прошлом году на фестивале молодежной музыки «Этажи» оркестр выступил с известным рэпером Noize MC (Мирон Федоров внесен в реестр иноагентов). Запись сета его песен «На Марсе классно», «Иордан» и «Сохрани мою речь» собрала в YouTube более 300 тысяч просмотров! Кто-то скажет – ну да, Иван совершил акт благотворительности по отношению к своим землякам… Ничего подобного, просто обратил внимание тех, кто раньше элементарно не имел случая познакомиться с оркестром, услышать этот коллектив и понять, что рядом с ними действует великолепный ансамбль с 27-летней историей и богатым репертуаром, от которого им на этом концерте зачерпнулся лишь малый ковшик. Не отсюда ли – обилие молодежи на том концерте, где удалось побывать корреспонденту «Музыкальной жизни»? И точно отсюда – приглашение оркестра на самый крупный отечественный фестиваль рок-музыки «Нашествие», где 3 августа нынешнего года состоится его новое совместное выступление с Noize MC (Мирон Федоров внесен в реестр иноагентов).
На конференции удалось узнать и другие новости. Так, ближайшей осенью на Санкт-Петербургском культурном форуме пройдет конкурс «Национальная коллекция», где выступят ансамбли с участием национальных инструментов. Через год на таком же форуме подведут итоги конкурса композиторов, пишущих для народных коллективов. Прозвучало и предложение устроить в Северной столице презентацию белгородского «Парада дирижеров» как явления, имеющего общенациональное и шире – международное значение.
О важной международной роли белгородского музыкального очага Евгений Алешников продолжил говорить и в нашей личной беседе. Волею судеб Белгород, некогда небольшой срединный город нашей страны, стал российским форпостом на границе с Украиной. Культурные связи с украинскими регионами в прошлой нашей совместной жизни невозможно переоценить. Так, Евгений Алексеевич, с детства горевший страстью к гитаре, не мог найти в своем городе специалиста по этому инструменту и еженедельно ездил в Харьков (час на скором поезде) к педагогу. Конечно же, он и его друзья постоянно бывали в этом культурном центре столичного уровня на концертах великих музыкантов, оперных спектаклях… В свою очередь, немало украинских исполнителей укрепили ряды белгородских коллективов, в том числе симфонического оркестра, сейчас одного из самых активно действующих в российских регионах.
Но теперь эти связи практически полностью прервались. «Для белгородцев это, без преувеличения, трагедия, – признался Евгений Алексеевич. – У многих, у меня в том числе, на Украине родня, но я не могу туда поехать, не будучи уверен, что сумею благополучно вернуться».
Еще и поэтому, считает Алешников, Белгород должен являть собой образец культурной активности. Ведь не может нынешнее разделение братских культур быть вечным…
Конечно, без партнеров белгородские музыканты в этой важной акции не остались: помогла областная администрация. Но делу, безусловно, нужно расти. Я, например, убежден, что одного концерта, даже из трех отделений, мало, нужен целый фестиваль. Хотя бы потому, что репертуар оркестра русских народных инструментов состоит не из одних миниатюр. Это симфонии Геннадия Чернова, кантата Владимира Беляева «Песни любви», сюита «Сказ о Белогорочке» здешнего композитора Николая Бирюкова… Это и композиции для карильона с оркестром – в Белгороде, одном из немногих российских городов, есть этот замечательный звонкий инструмент. Неужели такое музыкальное великолепие недостойно общенационального внимания?
…Пора уходить из зала, но компания симпатичных девушек (лица знакомые – днем я их видел среди служащих филармонии) вдруг предлагает: не хотите сняться в дирижерском фраке и с палочкой в руках? Бесплатно – просто для настроения!.. От неожиданности соглашаюсь – и получаю на память юморной портрет на фоне группового фото оркестра, который потом вешаю в Фейсбуке (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Под ним – сотни дружеских лайков. Спрашивают – где, по какому поводу? Объясняю.
Скажете, вслед за Лероем Андерсоном, – пустячок? Нет, это тоже продвижение Белгородской филармонии, ее оркестра, «Парада дирижеров». Успех в большом деле складывается из сотен малых успешных дел. Белгородцы – и тут нам всем пример.