В Симфоническом оркестре Северо-Кавказской филармонии имени В. И. Сафонова – новый главный дирижер. Им стал известный российский виолончелист и дирижер Николай Шугаев, в прошлом окончивший Московскую консерваторию у Наталии Шахавской. Он также имеет диплом солиста в консерватории della Svizzera Italiano (Лугано). Стажировался у Натальи Гутман, Давида Герингаса, Миши Майского. В настоящее время совершенствуется, как дирижер в королевском университете LTU (Швеция) в классе выдающегося шведского дирижера Петтера Сундквиста, а также, как хормейстер — в классе Эрика Вестерберга. Лауреат многочисленных международных конкурсов в Италии, Швейцарии, Швеции и др.
В мае 2023 года Николай вместе со своим ансамблем NEO Norrbotten номинирован на престижную премию в области музыки – Nordic Council Music Prize, «за выдающийся вклад в развитие современной музыки». Летом 2023 года Николай исполнил произведения Рахманинова в рамках фестиваля, посвященного 150-летию со дня рождения классика, с оркестром Северо-Кавказской государственной академической филармонии. В 2023 году подписал эксклюзивный контракт со звукозаписывающей компанией Naxos на запись всей симфонической музыки Мечислава Вайнберга для виолончели и оркестра с участием Тюменского симфонического оркестра под управлением Юрия Медяника. О новом месте работы и планах Николай Шугаев (НШ) рассказал Евгении Кривицкой (ЕК).
ЕК Николай, вы дебютируете в качестве руководителя оркестра?
НШ Да, это мой первый, скажем так, официальный оркестр с постоянным местом работы. Я счастлив, что столь большой шаг я делаю именно с этим замечательным коллективом – АСО имени Сафонова. Оркестр с глубокими традициями, реноме и огромным потенциалом, он сейчас находится в великолепной форме: много новых молодых, талантливых музыкантов, а «ветераны» играют с большим энтузиазмом и прекрасно мотивированы. Тут надо сказать огромное спасибо художественному руководителю Светлане Бережной и, конечно же, предыдущему главному дирижеру Димитрису Ботинису, который провел колоссальную работу за эти годы. В общем, оркестр готов ставить весьма сложные художественные задачи и их выполнять.
ЕК Есть ли стратегия развития оркестра?
НШ Планов, что называется, громадье. Во-первых, у нас с дирекцией схожие взгляды на планирование сезона и всяческие проекты, что, конечно, очень повышает интерес ко всей работе. Основное направление мысли – развивать международное сотрудничество. В ноябре мы проводим фестиваль китайской культуры в России. К нам приезжает группа замечательных китайских музыкантов. Среди них видный китайский композитор Du Xiao-Su. В декабре нас в очередной раз навестит молодой, но уже зарекомендовавший себя на международной сцене итальянский пианист Пьетро Бонфилио. В ноябре мы проведем фестиваль музыки Арама Хачатуряна. Ждем знаменитое трио имени Хачатуряна в полном составе.
Во-вторых, мы продолжим уже начатый несколько лет назад фестиваль современной музыки «Ветер перемен». Среди композиторов, которых ждем – наш большой друг, лауреат премии Грэмми Майкл Файн, а также прекрасный петербургский композитор Александр Изосимов (я планирую сыграть премьеру его грандиозной Четвертой симфонии) и автор из Финляндии Сесилия Дармстрём. Может быть, привезу пару молодых шведских артистов, будет и хоровая, симфоническая музыка Александра Пирумова.
Планируем отметить юбилей Альфреда Шнитке – сыграем Реквием, концерты. Будут, конечно же, приезжать звезды Санкт-Петербургского Дома музыки, знаменитые российские исполнители. Есть идея постановки современной оперы, но название пока держим в секрете. Хотим укреплять оркестр новыми исполнителями: совместно ищем молодых и талантливых музыкантов России на вакантные места в коллективе!
ЕК Вы еще учитесь в Швеции, имеете ангажементы за границей. Сколько сможете проводить времени с оркестром?
НШ Думаю делать не меньше 12-14 программ в год и, конечно же, оперы! Это хорошее количество, когда и соскучиться успеваешь и не надоешь друг другу. Фактически, я уже закончил свое обучение в Швеции, осталось получить сам диплом. В этом году будет интересно: госэкзамен с Gävle Symphonic orchestra, работа с оперным оркестром Оперы Северной Швеции, ежегодная работа с хором Шведского Радио, поскольку я еще и хормейстер и очень люблю хоровую музыку. Кстати, мечтаю представить шведскую музыку для вокальных ансамблей российской публике. В общем – жизнь между севером и югом.