В рамках IV Международного фестиваля искусств «Вдохновение» на ВДНХ итальянская труппа No Gravity Dance Company показала спектакль «Aria»
1 августа ВДНХ справляла свой день рождения. Разноцветные лучи, цветочный партер аллеи и струи фонтана «Дружба народов» своей цветовой партитурой поддержали партитуру музыкальную: в исполнении Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» прозвучали сочинения Чайковского, Хачатуряна и Иоганна Штрауса-сына. А главным событием вечера стало французское шоу летающих артистов пластических искусств «Космическая Одиссея». Фантастические фигуры, невероятные по размеру, по форме, изобилующие разноцветием, парили в воздухе. Сказочное приключение звезд и планет, путешествие во Вселенной будили воображение даже самых закоренелых скептиков. Шествие зрителей, заполнивших все пространство ВДНХ без остатка, шумно следовало по центральной аллее за летающими кораблями-рыбами, инопланетными драконами, гигантскими хвостатыми сперматозоидами, громадными моллюсками и другими диковинными фигурами. А в финале воздух разорвал нескончаемый фейерверк, и струи фонтанов осветились сочными красками: фонтан «Каменный цветок» из малахитового превращался в сиреневый, а шестнадцать женских скульптур фонтана «Дружба народов» отливали то золотом, то серебром.
В эти августовские дни на ВДНХ проходил фестиваль искусств «Вдохновение», главной темой которого в этом году стал театр. Итальянская труппа No Gravity представила спектакль «Aria» (в переводе с итальянского «воздух» и «ария») в соседнем с ВДНХ парке Останкино, в «Зеленом театре. Сцена на воде», где узкий водный «канал» пруда отделяет зрителей от сцены.
Уникальная компания, основанная Эмильяно Пеллизари более десяти лет назад, приезжала в Москву в 2015-м со спектаклем «Трилогия», навеянным «Божественной комедией» Данте Алигьери. На этот раз труппа No Gravity показала опус с пением и парением под барочную музыку.
Самому действу «Aria» предшествовало выступление Мишеля Каррека на теорбе – все ждали, когда стемнеет и появятся на сцене летающие персонажи. Волнующе впечатляющее зрелище, магическое, абсолютно отрицало законы гравитации. В синтетическом слиянии искусств режиссер спектакля Эмильяно Пеллизари и хореограф Мариана Порчедду концепционно и талантливо балансируют на стыке театральных жанров в плодотворном и убедительном поиске новых сценических форм.
Спектакль «Aria» дарит незабываемую атмосферу манкого свидания с таинством театра, цепко задевающего дремлющие струны человеческого естества. Сочетание артистического таланта исполнителей с техническими возможностями машинерии рождают геометрически орнаментальную символику тел, подобно тому, как в детском вращаемом калейдоскопе с цветными стеклышками меняются узоры. Трюки исполняются на полу (что спрятано от зрителя), а их зеркальная проекция придает происходящему эффект чуда – парения в невесомости.
No Gravity Dance Company соответствует своему названию лишь частично: чистого танца тут нет, в изобретательном спектакле соединены цирк, пластика, музыка, танцевальные метаморфозы, скульптурная мозаика фигур, оптические достижения, азартные игры с пространством, волшебные чудеса. «Невесомые души» (пять артистов) представляются идеями, видениями, островками памяти. Появляющиеся образы трансформируются. Звучание четырнадцати номеров барочной музыки в исполнении пяти музыкантов из Roma Barocca Ensemble – теорба и барочная гитара, флейта, гобой, виолончель и скрипки, и прекрасных певцов (сопрано Сюзан Бунгард и контратенор Анджело Бонаццоли) усиливало ретушь восприятия. Под звуки произведений Вивальди, Монтеверди, Перголези, Марчелло, Джакомелли, Тартини, Броски, Кирхера, Санчеса, Хассе, Мартинеса (аноним) в исполнении ансамбля аутентичных инструментов на сцене появлялись поэты-музыканты в барочных костюмах и высоких напудренных париках. Музыка из опер «Орфей», «Служанка-госпожа», «Меропа», «Артазерс», кантат, сонат и концертов обыгрывалась пластическими сценками. Не без юмора певец, будто шмель (а может, бабочка), улетал в поднебесье; пульчинеллы бесстрашно выделывали сальто на ходулях; белые юбки пятерых вдруг вытягивались, словно превращались в высоченные флейты; две русалки топили кораблик с певцом, захватывая его с собой в пену морскую; певица возносилась в небеса на обнаженных мужских телах; два поющих персонажа в огромных пышных платьях, будто вырезанных из бумаги, смешно болтали кончиками торчащих ножек, обутых в изящные туфельки. Был и серьезный эпизод с несением на спине креста…
Двухактный спектакль закончился ближе к полуночи, зрители садились на велосипеды и таинственно исчезали в ночи, устремляясь в свое не менее занимательное приключение под названием «московская жизнь» (а для счастливчиков еще и музыкальная).