«Jazzовые сезоны» – фестиваль в подмосковных Горках Ленинских – новичок в фестивальном движении. Но уже на второй год публика поняла – здесь будет круто. Надо ехать!
Надо ехать, тем более что это недалеко – от метро «Домодедовская» на такси или автобусе. Минут двадцать, максимум полчаса по Каширскому шоссе – и ты в другом мире, где свежий воздух, деревья, веселые люди, пиво и почти полный ноль всяких смурных секьюрити, непонятно кого от кого охраняющих (как в Москве).
Усадьба XIX века, в которой доживал последние дни Владимир Ильич, известна каждому в возрасте 40+. Про отношение большевиков к джазу, «музыке толстых», пошучено уже миллиард раз, и дальше этот мем распространять не хочется. Но есть какая-то добрая ирония судьбы в том, что усадьба будто заточена под джазовый фестиваль. Природный концертный зал под открытым небом: поляна со зрителями и сцена окружены лесом. С тыла – собственно домик Ильича, в нем – звукорежиссер, камеры… «В таких природно-исторических интерьерах прозвучит любая нормальная музыка», –соглашается идейный вдохновитель фестиваля, саксофонист и бэндлидер Игорь Бутман. – Чем отличаются наши концерты? Великолепным звуком. Все ансамбли там звучат просто потрясающе! Это удивительно, насколько природа, все аллеи, деревья, усадьба Морозова – все это создает не только особую атмосферу, но и какой-то акустический рай!»
Музыка на «Сезонах» уже четвертый год не просто нормальная – она отличная. Бутман и его команда делают фест от души, как для себя: «Для нас “Джазовые сезоны” – фестиваль, на котором мы получаем эстетическое удовольствие и от того, что мы слышим, и от того, что видим вокруг. Мы стараемся открыть новые имена и, конечно, пригласить суперзвезд».
Участие некоторых артистов тянет на сенсацию, как, например, в случае прошлогоднего Oregon или трубача Амброза Акинмусира. Он – совершенно объективно (ну и субъективно, конечно, признаюсь) – один из лучших трубачей современного джаза. Его стиль представляется вашему обозревателю интереснейшим и перспективнейшим в современной импровизационной музыке на данный момент. Условно говоря, это «креативный пост-боп», то есть современный умный джаз с «наворотами» – сложная форма, несимметричные размеры, смены темпов и ритмов, и – имманентный грув.
Ну, креативный пост-боп все-таки надо любить как жанр, не будем лукавить. Если ты не фанат – так сразу и непонятно, в чем тут эстетическое наслаждение. Ну и, конечно, в этом году тоже находились зрители, которые фыркали: что, дескать, за заумь…
Для любящих повеселее и, так сказать, с быстрым включением внимания выступил фронтмен известной шведской группы Dirty Loops Джона Нильссон с сольным проектом. Яркий и драйвовый певец-харизматик – современная версия Стиви Уандера или джазовый Jamiroquai.
Выше мы привели слова Бутмана про отечественных молодых; это действительно так: фестиваль – отличная площадка для, так сказать, «шоукейса» современной российской импровизационной музыки. Хорошо помню выступление тут коллектива Алины Ростоцкой, с авторской программой, соединяющей джаз с сефардскими мотивами. А через пару лет эта тема получила просто-таки блестящее развитие и воплощение на альбоме «Ансамбля Средиземноморской Деконструкции» (где поет та же Ростоцкая) «Day De Senar». Вообще российский авторский джаз – или «импровизационная музыка», чтоб не раздражать пуристов – на подъеме. От россиян еще выступили Илья Морозов и Виктория Каунова, проект Leonid & Friends, исполняющий музыку американских родоначальников джаз-рока, группы Chicago, «в копейку», что называется; плюс – нарочито «архаичный» оркестр Петра Востокова, а также трио Олега Бутмана с американским вокалистом-виртуозом по имени Эллиот Маннерлин.
Вот так в этом году фестиваль снова представил разные стили, направления и коллаборации. Весь этот пестрый джаз. Который, как гласит странно-знакомый лозунг фестиваля, «для нас является важнейшим из искусств». Кто бы спорил!