Смешные случаи на съемках События

Смешные случаи на съемках

Кристоф Марталер в седьмой раз поставил спектакль в Зальцбурге

Кризис благополучия

В Зальцбурге Кристоф Марталер начал свою деятельность еще во времена Жерара Мортье с выдающейся «Кати Кабановой». Появление его в обойме Маркуса Хинтерхойзера-интенданта не случайно. Если посмотреть запись другого марталеровского шедевра из 1990-х – «Прекрасной мельничихи», – то в одном из двух слегка безумных и фриковатых пианистов можно узнать самозабвенно играющего молодого Хинтерхойзера. Так что, можно сказать, это давний союз единомышленников.

Выбор вердиевского «Фальстафа» тоже кажется вполне логичным. История по-своему обаятельного, но бесконечно выпавшего из времени старого либертина, жестоко наказанного за нежелание видеть этот рассинхрон, выглядит очень по-марталеровски. Особенно в контексте того, что «Фальстаф» – это еще и автоирония Верди по отношению к самому себе.

Кристоф Марталер и его верный сценограф Анна Фиброк – певцы хронологических расслоений. Их павильоны – фантасмагорические слепки с заброшенных и потерявших все свои социальные функции пространств стран Восточного блока. Почти все их герои – застрявшие в этих забытых локусах немного «фирсы», немного «фальстафы». Полупризраки, слегка тронувшиеся рассудком от безвременья и одиночества.

И немного жаль, что именно этот режиссерский инструментарий Марталеру не очень пригодился для нынешней премьеры.

Рамочный концепт этого «Фальстафа» можно угадать, только поглядев в список действующих лиц. Наряду со всеми персонажами, указанными в партитуре в списке, значится мимическая роль, обозначенная как Orson W.  Это, очевидно, Орсон Уэллс, снимавший в 1965 году «Полуночные колокола» с собой в роли Фальстафа, а также Жанной Моро, Мариной Влади и Джоном Гилгудом. И все действие оперы происходит на съемках.

На огромной широкоформатной сцене Grosses Festspielhaus и правда развернута киностудия, с просмотровым залом, и двумя павильонами с декорациями.  Справа коттедж с бассейном и шезлонгами, а в центре – странный пустой интерьер, похожий и на внутренний двор, и на неуютный холл большого дома. Примерно первые полчаса оперы все герои существуют в состоянии ленивой репетиции, кто-то с текстом в руках, кто-то в халате перед гримом. Все комические антре и самодекларации Фальстафа и виндзорских кумушек намеренно подморожены. Куда интереснее следить за молчащим режиссером и его ассистентами, снующими туда-сюда и пробующими будущие мизансцены.

Марталера не очень интересует технологический процесс съемок. В павильонах нет ни киносвета, ни камер на рельсах, ни штата гримеров. Все актеры так и будут ходить с текстами в руках или пересаживаться в просмотровый кинозал, то ли на читку, то ли на озвучку уже снятых эпизодов. Режиссер периодически будет брать ручную камеру и что-то подснимать с плеча. Главный внутренний сюжет этого спектакля – домогательства актера, исполняющего роль Фальстафа (Джеральд Финли), к исполнительницам ролей Алисы Форд (Елена Стихина) и Мэг Пейдж (Чечилия Молинари). Но и тут почти никогда до конца не ясно – это он сейчас по роли лапает свою партнершу или это уже подсудные домогательства?

Неясно и то, а кто кого, собственно, хочет окунуть в бассейн: Алиса и Мэг – зарвавшегося Фальстафа или две актрисы – неэтичного абьюзера-партнера? Самое интересное происходит не там. Марталер неспешно, предварительно заставив зрителя сильно поскучать, переводит внимание на периферию съемочной площадки, которая становится с каждой минутой все безумнее и смешнее. Ассистенты, проверяя безопасность падения, придумывают и демонстрируют 125 способов прыжка в бассейн. Режиссер тихо раскаляется до бешенства. Исполнитель роли Фальстафа страшно боится падать в воду, и в итоге долгих препирательств в бассейне окажется режиссер. Фильм, фильм, фильм…

Обидно только одно: такое смещение фокуса оставляет практически без ролей первоклассных певцов-актеров, которые были в распоряжении режиссера. И находящийся в феноменальной форме Джеральд Финли (певший на премьере с ларингитом), и сыгравший множество выдающихся ролей у лучших режиссеров Саймон Кинлисайд (Форд), и Богдан Волков (Фентон), ставший одним из актеров-талисманов Чернякова, и очень разнообразная в своем актерском диапазоне Елена Стихина, – все они оставлены на произвол судьбы, почти без актерских задач. Проблема в том, что даже в полуконцертном существовании эти голоса звучат так, что шансов у миманса претендовать на зрительское внимание почти не остается. Поющий актер в опере всегда переиграет молчащего.

Инго Мецмахер за пультом вполне справился с цепкой упругостью этой партитуры и виртуозно собрал финальную фугу, но, к сожалению, на такой огромной сцене, как Grosses Festspielhaus, эта прицельная точность принесла в жертву звучность как оркестра, так и голосов. Спектакль будто все время заставлял тебя и всматриваться, и вслушиваться одновременно, но подсмотренное и подслушанное не сильно впечатляло. Эта совокупность раздражающих факторов привела премьерную публику буквально в ярость. Певцам и дирижеру благодарно поаплодировали, а вот режиссерскую команду забукали так, что Марталеру и его соавторам пришлось смущенно уйти со сцены. Реакция вполне понятная, но не очень справедливая. Не совсем ясно только одно – это была коллективная претензия к конкретно этому спектаклю или неприятие марталеровского театра как явления? И если второе, то все соображения про то, как поколение режиссеров-новаторов из 1980-х уже стало истеблишментом, выглядят не так уж убедительно.

Продолжение:

А был ли мальчик?

Сто лет булатной стали марки «Окуджава» События

Сто лет булатной стали марки «Окуджава»

К юбилею прославленного барда

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой