Композитор, музыкальный критик, куратор творческих проектов, а еще сценарист, кинорежиссер, создатель сайтов – Петр Поспелов (1962–2023) был чрезвычайно яркой, многогранной личностью. Во всем, что он делал, он выделялся «лица не общим выражением». Всегда имел свою позицию, свой индивидуальный стиль. В нем удивительным образом уживались интерес ко всему новому, острому, провокационному и приверженность к высокой классике. Неслучайно же его собственные композиторские опусы ведут открытый диалог с традицией, а полученная «Золотая Маска» в номинации «лучшая работа композитора» (2023) присуждена за реконструкцию музыки балета «Катарина, или Дочь разбойника» Ц. Пуни.
После ряда громких коллективных работ под эгидой созданного им Творческо-производственного объединения «Композитор», Петр Поспелов вполне успешно реализовал свой талант на ниве музыкального театра, став автором сочинений: детских сказочных спектаклей «Петя и Волк-2» (поставлен в Московском театре кукол, 2013), «Путешествие в страну Джамблей» (Пермский театр оперы и балета, 2014), «Внук пирата» (проект «Платформа», 2013), ряда кантат, вокальных сочинений…
А параллельно Петр Поспелов сделал громкую карьеру как журналист, закладывая основы современной музыкальной публицистики – откровенной, ниспровергающей авторитеты и развенчивающей «голых королей». В 1993-97 годах он работал музыкальным обозревателем газеты «КоммерсантЪ». Затем руководил отделом культуры в газете «Русский Телеграф», был обозревателем газеты «Известия», руководителем отделов в сетевом «Русском журнале», журналах «Афиша» и «Эксперт». С 2003 по 2017 год был связан с газетой «Ведомости», более десяти лет возглавляя там отдел культуры, с 2018 года печатался в журнале «Музыкальная жизнь». Любое издание считало за честь опубликовать рецензию или интервью Петра Поспелова – это сразу повышало рейтинг и привлекало внимание.
Петр Поспелов оставил заметный след как деятель культуры, стремившийся влиять на культурные и социальные процессы в обществе. Его часто приглашали как эксперта и члена жюри для работы в составе Национальной театральной премии «Золотая Маска», института Pro Arte, Московской Арт Премии, «Ноты и квоты» и др. Он проводил семинары, мастер-классы для молодых композиторов, драматургов, критиков. Был одним из основателей Ассоциации музыкальных критиков, членом Ассоциации театральных критиков России.
Придя на пост шеф-редактора издательства «Композитор», Петр Поспелов активно включился в работу Союза композиторов России. Был инициатором и ведущим Нелектория «Петя и волки» (с 2018 года), курировал издание современных сочинений, в том числе серию сборников лауреатов конкурса «Аванти».
В этом перечислении необходимо упомянуть самый главный и, безусловно, успешный проект – семью Петра Поспелова. Его талантливые сыновья, которыми он очень гордился, его супруга, музыкальный критик, музыковед Елена Черемных – муза и хранительница вдохновения и очага, а также его прекрасные сестра Екатерина, либреттист, режиссер и мама, известный искусствовед Мария Александровна Реформатская.
Редакция журнала «Музыкальная жизнь» искренне скорбит и соболезнует близким и друзьям – ушел наш коллега, человек большого масштаба, память о котором да пребудет с нами вечно!