Свердловская музкомедия открыла новый сезон премьерой оперетты Имре Кальмана «Баядера». Одним из тех, кто отвечал за музыкальную составляющую спектакля, стал главный дирижер театра Борис Нодельман (БН). Маэстро работал с музыкой «короля оперетты» и раньше: в 1997 году ставил на уральской сцене«Княгиню чардаша», а в 2005-м, в содружестве с постановочной командой из Венгрии, создал спектакль «Графиня Марица». И вот пришло время «Баядеры».
В преддверии первого показа Екатерина Поморцева (ЕП) поговорила с дирижером об актуальности жанра, музыкальных «изюминках» спектакля и о том, как примирить восточные мотивы с европейским звучанием.
ЕП Борис Григорьевич, в Свердловской музкомедии вы работали над двумя спектаклями Кальмана. С музыкальным материалом «Баядеры» в качестве дирижера-постановщика встречаетесь впервые… Какую лично для себя ставите цель?
БН В «Баядере» достаточно примитивный сюжет – он, она и маленькие страсти. Но в музыкальном плане это один из самых сложных спектаклей Кальмана! Интригу, напряжение, искру между главными героями создает не фабула, а именно музыка. Она, как волны прибоя, то накрывает влюбленную пару, то отступает назад. И, таким образом, поддерживает их взаимоотношения, интерес друг к другу. В звучании абсолютно нет венгерских мотивов, которые встречаем в других работах композитора. Это чисто европейская музыка, но с явно выраженным восточным колоритом. И главная задача – найти баланс, не опуститься до приторной восточной «сладости» в музыке. Индийские мотивы не должны быть гипертрофированы.
ЕП То есть важно сохранить европейские черты в звучании…
БН Да, потому что сам Кальман в музыке «Баядеры» делает акцент на теме Востока. И это объяснимо – в начале ХХ века все ориентальное было в моде. Творцы разных видов искусств «смотрели на Восток». Кальман в своей «индийской оперетте» посредством звука показал такие страсти и эмоции, что его музыку стали сравнивать с сочинениями Пуччини – настолько сильно она сделана оркестрово: огромные хоры, помпезные финалы. По сравнению с другими опереттами Кальмана, в «Баядере» хор звучит наиболее выпукло, насыщенно, придавая происходящим событиям особенный пафос. В то же время автор не забывает и о шлягерах. Мы слышим звуки фокстрота, шимми, вальса-бостона. Поэтому важно сохранить равновесие между двумя музыкальными мирами. Один должен соприкасаться с другим, но не поглощать. И, мне кажется, главная цель любого дирижера – понять, что именно композитор вложил в музыку. Разгадать драматургические ходы и, конечно, показать режиссерскую концепцию.
ЕП В данном случае концепция влияет на музыкальную ткань спектакля?
БН Появляются «изюминки». Действие происходит в наши дни, поэтому принц Раджами – современный молодой человек, который увлекается и джазом, и рок-музыкой. В его апартаментах зрители увидят синтезатор, на котором сыграет и сам принц, и его возлюбленная Одетта. Солисты «сядут за клавиши» прямо на сцене, чтобы мы насладились музыкой дуэта Одетты и Раджами из второго акта. Правда, в джазовой обработке…
ЕП …которую создал мультиинструменталист Виталий Владимиров? Слышала, что он тоже работал над опереттой…
БН Да, именно так. И он не только аранжировал, но создал несколько фрагментов с нуля.
ЕП Постановщики обещали вставной номер с «аутентичным звучанием». Это будет инъекция каких-то инструментов в оркестр?
БН В оркестре старинных инструментов не добавится, но аутентичную индийскую музыку зрители действительно услышат. Виталий Владимиров написал вставной балетный номер с виртуозным соло на индийской флейте. Изначально идею подала хореограф-постановщик Ирина Ляховская. Ей хотелось укрепить позиции Востока и добавить пару танцев для балета. Этот музыкальный материал можно будет слышать только в нашей постановке.
ЕП «Сильва», премьера которой состоялась в 2019-м, тоже детище Кальмана. Но некоторые зрители считают, что музыку «короля оперетты» в этом спектакле исковеркали…
БН «Сильва», которая идет у нас, в некотором смысле ненастоящая «Сильва». Из оперетты взят только сюжет, а остальное – концепция, музыка, текст – переделано. Это драмспектакль с музыкой. Номера прерываются, их «перебивает» проза. «Баядера» же будет современной в плане декораций, костюмов и текста. А вот музыка сохранится практически в первозданном виде, если так можно сказать.
ЕП Есть ли конкретные элементы в музыке, с которыми нужно обращаться особенно бережно? В 2005-м, когда ставили «Марицу», в театр приезжали венгерские постановщики. Акцент они делали на синкопированный ритм музыки Кальмана…
БН И неудивительно! Синкопы – это венгерская особенность, это у венгров в крови. Даже когда они не поют и не танцуют, а просто двигаются, все равно немного приседают. На это можно смотреть и балдеть… В «Баядере» венгерского духа не осталось. Конкретные элементы сейчас вряд ли выделю… В целом мне важно отстроиться от таких вещей, как, например, музыка индийского кино… Мы должны показать не Болливуд, а «Голливуд с индийским лицом».
ЕП А есть ли постановки «Баядеры», которые в плане музыкальных решений наиболее запомнились? Среди спектаклей, что смотрели из зала или слушали в записи…
БН Вы знаете, сейчас не назову… В постановках, которые помню, тема Востока была показана утрированно, и это смущало…
ЕП Текст, который произносят со сцены артисты, – тоже музыка. Вы сами пишете стихи и наверняка к выбору авторов подходите очень серьезно. В четырех предыдущих постановках были переводы Евгения Геркена, сейчас взяли другие… Почему?
БН Прежний язык уже очень далек от нашей разговорной речи. И перевод Геркена – со старинными оборотами и словами – использовать невозможно. Сам я действительно иногда что-то писал для спектаклей. Но на этот раз в тексты не вмешивался, к счастью…
ЕП Почему же к счастью?
БН Потому что грех портить хороший текст! (Смеется.)
ЕП Есть мнение, что жанр оперетты в принципе устарел и нужно сконцентрироваться на мюзиклах. Как относитесь к такой позиции?
БН Это старая песня – опера изжила себя, оперетта изжила себя… Давайте вспомним советские шлягеры. Они точно останутся с нами навсегда, потому что написаны профессионально и в части музыки, и в части поэзии. В эти песни вложена огромная душа, и поэтому они вечны. Это хрестоматийный материал. Так и оперетта: все, что создали корифеи – Штраус, Кальман, Легар и другие, – это вершина музыкального творчества. Поверьте, люди хотят слушать хорошую музыку! Смотреть спектакль оперетты все равно, что смотреть старое доброе кино. Понимаешь, что там все уже немного примитивно, но удовольствие получаешь. Оперетта нужна! Люди устали от быта, они хотят красоты – прекрасной музыки, костюмов, света, декораций… Раньше зрители приходили в театры оперетты и там отдыхали душой. Я очень надеюсь, что мы эту традицию вернем.